Ценности Рамадана

Глава вторая
“Ляйлятуль Кадр”

Одна из ночей рамазана называется Ляйлятуль Кадр, которая является ночью огромных благословений и добра. В Коране она названа лучшей, чем тысяча месяцев. Тысяча месяцев равняется восьмидесяти трём годам и четырём месяцам. Счастлив тот человек, который получит возможность провести эту ночь в поклонении. Тот, кто провел эту ночь в поклонении, как будто поклонялся больше чем восемьдесят три года. И насколько больше не известно, то есть неизвестно, насколько эта ночь лучше тысячи месяцев. На самом деле это большое благо Аллаха Та’аля, которое он подарил Своим рабам.
В “Дурре Мансур” приводится от Анаса (радиаллаху ‘анху), Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: “Аллах Та’аля дал Ночь Кадр только моей общине, прежние общины не получали его”. В разных хадисах приводится о том, что стало причиной этой милости. В некоторых хадисах рассказывается, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) увидел долгую жизнь других общин и короткую жизнь своей общины. И если община Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) захотела бы сравняться с другими общинами в хороших деяниях, то это было бы невозможно. Любимец Аллаха Та’аля Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) опечалился. В возмещение этому Аллах Та’аля даровал эту ночь. Если какому-то счастливцу удастся провести в поклонении десять таких ночей, то будет, как будто бы он поклонялся больше, чем восемьсот тридцать три года и четыре месяца.
Из некоторых хадисов становится известно, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) упомянул одного человека из Бани Исраиль, который тысячу месяцев был на джихаде на пути Аллаха Та’аля. Сахабы (радиаллаху ‘анхум), услышав это, стали завидовать ему, тогда Аллах Та’аля ниспослал эту ночь. В другом хадисе сказано, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) упомянул про четырех людей из Бани Исраиль, про Хазратов Аюба, Закарию, Хезкиль, Юша (‘алейхимус салям), что они занимались поклонением по восемьдесят лет и ни на один миг не были непослушны Аллаху Та’аля. Благочестивые Сахабы (радиаллаху ‘анхум), услышав это, удивились, тогда Джибраиль (‘алейхис салям) пришёл и прочитал суру Аль Кадр. Кроме этого есть и другие хадисы. Разногласия подобного рода в хадисах бывают из-за того, что когда одновременно происходило несколько разных случаев, и затем ниспосылались аяты Корана, тогда эти аяты можно связать с любым из этих случаев.
Какова бы ни была причина ниспослания, в любом случае дарование этой ночи является большим благом Аллаха Та’аля для общины Мухаммада (салляллаху ‘алейхи уа саллям). И получить возможность совершать деяния в эту ночь тоже благо Аллаха Та’аля. Насколько достойны зависти те машаихи, которые после их совершеннолетия ни разу не пропустили поклонение в Ночь Кадр.
Конечно же, есть большие разногласия среди учёных по поводу определения этой ночи. Имеются около пятидесяти разных мнений, охватить которые все целиком, очень трудно. Несомненно, самые известные заключения будут приведены ниже. В сборниках хадисов приводится много различных хадисов про ценности этой ночи. Некоторые из них будут упомянуты, но поскольку эта ночь упоминается также и в Коране и даже ниспослана отдельная сура, поэтому будет лучше, если в первую очередь привести комментарий к этой суре. Перевод взят из тафсира “Баянуль Коран” Мауланы Ашрафа ‘Али Танви, и комментарии — из других книг.
“Мы ниспослали Коран в Ночь Кадр”. (Прим. то есть Коран из Ляухиль Махфуз был ниспослан в эту ночь на небеса.) Одно только это было бы достаточно для ценности этой ночи, что настолько великая вещь, как Коран, была ниспослана в эту ночь. Но эта ночь содержит еще много других благословений и ценностей. И далее сказано:
“Знаете ли вы, насколько велика Ночь Кадр?” То есть, знаете ли вы величие и превосходство этой ночи, что сколько в ней благ, достоинств и ценностей? Затем рассказывается о некоторых ее ценностях
“Ночь Кадр лучше тысячи месяцев”. То есть награды за поклонение в эту ночь превосходят награды за поклонение тысячу месяцев, и неизвестно, насколько превосходят.
“В эту ночь ниспосылаются ангелы”. ‘Аллама Рази (рахматуллахи алейхи) пишет, что когда ангелы впервые увидели тебя (человек!), ты вызвал у них отвращение, и они сказали: “О, Аллах, ты создаешь такое творение, которое будет распространять нечестие на земле и проливать кровь”. Затем, когда родители вначале увидели тебя в виде капли мутной жидкости, то ты тоже вызвал у них отвращение. Так что если она попадала на одежду, то им приходилось её стирать. Но когда Аллах дал красивую форму этой жидкости, то родителям пришлось быть милосердными и любить его. И сегодня, когда в Ночь Кадр ты занят поклонением и познанием Аллаха, то ангелы нисходят для извинения за сказанные ими слова о тебе.
“И Святой Дух также ниспосылается в эту ночь”. То есть Джибраиль (‘алейхис салям) тоже нисходит в эту ночь. О значении Духа у толкователей несколько мнений. Но большинство выше приводимых толкователей считают, что это Джибраиль (‘алейхис салям). ‘Аллама Рази (рахматуллахи ‘алейхи) говорит, что данное мнение более правильное. И из-за превосходства Джибраиля (‘алейхис салям), его упомянули отдельно после упоминания всех ангелов. Некоторые говорят, что под Духом подразумевается большой ангел, перед которым небеса и земля как маленький кусочек. Некоторые говорят, что здесь имеется в виду особая группа ангелов, которую другие ангелы тоже видят только в эту ночь. Четвертое мнение заключается в том, что это особые творения Аллаха, которые едят и пьют, но это не ангелы и не люди. Пятая версия, что это ‘Иса (‘алейхис салям) спускается вместе с ангелами, чтобы увидеть подвиги общины Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Шестое мнение, что это особая милость Аллаха, то есть сначала в эту ночь ниспускаются ангелы, а затем уже милость Аллаха. Кроме этих мнений имеется еще несколько мнений, но самое общеизвестное — это первое. В “Сунане” Байхаки передается от Хазрата Анаса (радиаллаху ‘анху), что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал, что “Джибраиль (‘алейхис салям) нисходит с одной группой ангелов, и кого они увидят занятым зикром и так далее, то просят для него до’а о милости.
“По приказу своего Господа все благие дела спускаются вниз”. В книге “Мазахире Хак” написано, что в эту ночь были созданы ангелы. В эту ночь началось собирание вещества для плоти Адама (‘алейхис салям), в эту ночь в раю посадили дерево. Во множестве хадисов приводится, что в эту ночь принимаются до’а. В “Дурре Мансур” в одном хадисе сказано, что в эту ночь подняли в небеса ‘Ису (‘алейхис салям). В эту ночь принялось раскаяние Бани Исраиль.
Эта ночь — полный мир. Ангелы приветствуют верующих салямом, одна толпа ангелов уходит, другая приходит, как объясняется в некоторых хадисах. Или имеется в виду, что эта ночь есть полный мир от зла и нечестия.
Эта ночь продолжается (своими благами) до рассвета. Не то, чтобы её баракат был в какой-то одной части ночи, проявление бараката продолжается в ней до утра.
После упоминания этой суры, когда в Святой Книге Самого Аллаха рассказаны об этой ночи ценности стольких видов, тогда не остается необходимости в хадисах. Но поскольку в хадисах все же часто упоминаются ценности этой ночи, поэтому некоторые из них приводятся ниже:

1. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал, человек, который встает (для поклонения) в эту ночь с иманом и с намерением награды, то все его прошлые грехи прощаются.

Примечание: Вставать означает чтение намаза, или сюда входят также занятие другими видами поклонения, чтение Корана или зикр и так далее. Надеяться на награду означает, чтобы не вставать для показа, а делать искренне, с намерением заслужить довольство Аллаха и получить награду. Хатаби (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что это означает вставать с убеждением получить награды и бодрым сердцем, не так, чтобы считать это бременем или делать с неохотой. Потому что насколько будет убеждение и вера в получении награды, настолько будет легче терпеть трудности в поклонении. Поэтому насколько человек больше приближается к Аллаху Та’аля, настолько его интерес к поклонению возрастает.
Далее необходимо знать, что, как в этом хадисе, так и в других подобных, под грехами, по мнению учёных, имеются в виду маленькие грехи, потому что в Коране, вместе с тем, где написано о больших грехах, упоминаются слова:
“кроме тех, которые раскаялись”. На основе этого все учёные согласны с тем, что большие грехи без раскаяния не прощаются. Так, где в хадисах упоминается о прощении грехов, учёные связывают их с маленькими грехами. Мой отец (наввараллаху маркадаху) говорит, что большие или малые грехи в хадисах не выделяются по двум причинам. Во-первых, мусульманину не годится, чтобы он совершал большие грехи, а если он совершит их, то не успокоится до тех пор, пока не раскается. Во-вторых, когда приходит такое время, как, например, Ночь Кадр, и человек поклоняется с надеждой получить награду, то обязательно он стыдится за свои грехи и само собой происходит подтверждение раскаяния.
Раскаяние — это стыд за прошлое, и решение в будущем больше не совершать подобного. Поэтому, если кто-то совершит большие грехи, то ему необходимо в такое время, как Ночь Кадр или другое подобное время, когда до’а принимается, раскаиваться за свои грехи искренне сердцем и языком, чтобы милость Аллаха обратилась к нему и его грехи, большие и маленькие, все простились. Если вы вспомните автора, то упомяните и его в своих искренних до’а.

2. Хазрат Анас (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что однажды в благословенном месяце рамазан, Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: “К вам пришел месяц рамазан, в нем есть ночь, которая лучше тысячи месяцев, и тот, кто лишился этой ночи, тот лишился всех благ, но не лишается их никто, кроме как самые несчастные”.

Примечание: На самом деле, какие могут быть сомнения в несчастии того, кто лишился этих благ. Работники железной дороги ради нескольких грошей бодрствуют всю ночь. А какая может быть трудность в том, чтобы бодрствовать месяц ради награды за восьмидесятилетнее поклонение. Поистине, нет в нашем сердце трепета желания, а если бы мы почувствовали малейший вкус, мы бы бодрствовали сотни ночей. Конечно же, было что-то такое, из-за чего Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям), несмотря на все обещания и благовестия, в которые он верил, все равно читал намазы настолько длинные, что его ноги опухали.
Хотя мы тоже упоминаем его имя и называемся его общиной, но те люди, которые оценили эти дела, они выполнили всё и стали примером для общины. И говорунам не осталось возможности сказать, что кто сможет выполнить все указания Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) или у кого это получится? Вопрос для понимания сердцем, что для того, кто хочет по настоящему, будет не трудно прорыть даже молочные реки в горах. Но достичь этого будет трудно без того, чтобы подавать чью-либо обувь.
В конце концов, что же заставляло ‘Умара (радиаллаху ‘анху), каждый раз после ‘иша намаза, придя домой, всю ночь проводить в намазе до утра. Хазрат ‘Усман (радиаллаху ‘анху) весь день держал уразу, а ночь проводил в намазе, и только в начале ночи чуть-чуть спал, а в одном рака’ате ночного намаза прочитывал весь Коран. В “Шархе Ихья” передается от Абу Талиба Макки (рахматуллахи ‘алейхи) и через цепочку сорока таби’инов подтверждается, что ‘Усман (радиаллаху ‘анху) одним омовением, взятым на ‘иша, читал утренний намаз. Хазрат Шаддад (рахматуллахи ‘алейхи) всю ночь страдал бессонницей до утра, и говорил: “О, Аллах! Страх перед огнем прогнал мой сон”. Асвад бин Язид (рахматуллахи ‘алейхи) спал в рамазане только немного между маѓрибом и ‘иша. Про Са’ида бин Аль Мусайеба (рахматуллахи ‘алейхи) говорят, что он пятьдесят лет подряд читал утренний намаз с омовением от ‘иша. Силах бин Ашьям (рахматуллахи ‘алейхи) всю ночь проводил в намазе и утором просил такое до’а: “О Аллах! Я недостоин просить у тебя джаннат, единственная просьба, защити меня от огня!” Хазрат Катада (рахматуллахи ‘алейхи) во время рамазана, каждые три ночи заканчивал чтение Корана, и в каждой ночи последних десяти дней заканчивал Коран по одному разу.
Имам Абу Ханифа (рахматуллахи ‘алейхи) сорок лет читал утренний намаз с омовением ‘иша, и это настолько известно, что не верить этому, значит потерять доверие к истории. Когда его спросили о причине появления такой энергии, то он ответил, что он просил особое до’а через имена Аллаха. Только во время обеда он немного спал и говорил, что в хадисе велено немного спать днём. И его сон тоже был с целью соблюдения сунны. А при чтении Корана он так много плакал, что соседи жалели его. Однажды всю ночь он провел в чтении аята:
“Да, тот час (Суда) назначен им (для расчёта), и тот час ужаснейший и самый горький”. (34 Месяц: 46).
Ибрахим бин Адхам (рахматуллахи ‘алейхи) в течение рамазана не спал ни днём, ни ночью. Имам Шафи’и (рахматуллахи ‘алейхи) в рамазане днём и ночью шестьдесят раз заканчивал чтение Корана. Кроме этого есть сотни примеров, как поступали по аяту:
“И создали Мы джинов и людей только для того, чтобы они Мне поклонялись”, (51 Рассеивающая: 56) — и доказали, что для делающих деяния нет препятствий.
Это были случаи из жизни наших предков. И сегодня также есть такие люди, пусть они не достигают того уровня усердия, но соответственно со своим временем, и по мере своих сил они являются примером наших предков. Истинные последователи Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) есть и сейчас во времена нечестия и разврата. Несмотря на сегодняшние комфорт и удобства, это не удерживает их стремления к поклонению, а мирские дела не становятся препятствием для них.
Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил, что Аллах Та’аля сказал: “О сын Адама, освободись для поклонения Мне! И Я освобожу твою грудь от беспокойств и удалю твою бедность, иначе Я наполню твою грудь тревогами, а твоя бедность не удалится”. Ежедневная практика справедливо подтверждает эту истину.

3. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал, что Джибраиль (‘алейхис салям) в Ночь Кадр спускается с группой ангелов и просит до’а о милости для каждого занятого поклонением стоя или сидя, или вспоминающего Аллаха. И когда приходит день (‘ида) праздника, Аллах гордится Своими рабами перед ангелами (потому что они критиковали человека). Потом Аллах Та’аля спрашивает: “О, ангелы! Каково воздаяние рабочему, который выполнил свою работу?” Ангелы отвечают: “О, наш Господь! Его воздаяние в том, чтобы его работу оплатили полностью”. Тогда Аллах Та’аля говорит: “О, ангелы! Мои рабы и рабыни исполнили свой долг, и вышли для праздничного намаза, прося у Меня до’а. Клянусь Моей честью, клянусь Моим величием, клянусь Моим прощением, клянусь Моим высочеством, клянусь Моей славой, Я обязательно приму их до’а!” Затем, обращаясь к людям, Аллах говорит: “Возвращайтесь, ваши грехи прощены, и ваши плохие дела заменены хорошими!” И люди возвращаются с прощеными грехами.

Примечание: Спускание Джибраиля (‘алейхис салям) с группой ангелов упоминается также в самом Коране, как приводилось ранее. Это также разъясняется во множестве хадисов. В самом последнем хадисе этой книги подробно рассказывается, что хазрат Джибраиль (‘алейхис салям) приказывает всем ангелам, чтобы они заходили в дом к каждому занятому поклонением и зикром Аллаха, и пожимали ему руку.
В книге “Гаятуль Маваиз” передают из книги “Гуния” хазрата Абдуль Кадира Джилани (рахматуллахи ‘алейхи), что в хадисе Ибни ‘Аббаса (радиаллаху ‘анху) сказано, что по приказу Джибраиля (‘алейхис салям) все ангелы расходятся. И не остается такого дома, ни маленького, ни большого, ни леса, ни лодки, где был бы какой-нибудь верующий, и ангелы не пришли бы туда и не пожали бы ему руки, кроме дома, в котором имеется собака или свинья, или фотография или прелюбодей в оскверненном состоянии. Сколько есть таких мусульманских домов, в которых ради декорации развешивают фотографии и своими руками лишают себя такой огромной милости Аллаха. Фотографию вешает один человек, но из-за него лишается милости вхождения ангелов весь дом.

4. ‘Айша (радиаллаху ‘анха) передает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: “Ищите Ночь Кадр в нечётных ночах последних десяти дней рамазана”.

Примечание: По мнению большинства учёных, последние десять дней рамазана начинаются с двадцать первой ночи, и нет разницы, если в месяце двадцать девять или тридцать дней. В соответствие с данным расчетом, Ночь Кадр надо искать в 21, 23, 25, 27, 29 числах рамазана. Если в месяце будет 29 дней, то все равно последние десять дней будут считаться так же.
По мнению ибни Хазма (рахматуллахи ‘алейхи) декада означает десять. Поэтому, если будет тридцатидневная луна месяца рамазана, то данные расчеты правильны, а если двадцатидневная луна, то последняя декада начнётся с двадцатой ночи. В этом случае нечётные ночи последней декады будут — 20, 22, 24, 26, 28 числа месяца.
Но Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) для того, чтобы искать Ночь Кадр, совершал в рамазане и’тикаф. И все единодушно согласны, что он начинал с 21 ночи. По этой причине мнение большинства учёных, что надо начинать с 21 ночи, и что большая вероятность нахождения Ночи Кадр в нечётных ночах более предпочтительна.
Однако имеется вероятность её нахождения и в других ночах также. Можно искать Ночь Кадр соответственно обоим мнениям, если будешь бодрствовать каждую ночь, начиная с 20 ночи и до ‘ида, думая о Ночи Кадр. Десять, одиннадцать ночей бодрствовать, не так уж и трудно для человека, который надеется на саваб.

5. Хазрат ‘Убайда (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) вышел, чтобы сообщить нам про Ночь Кадр. В это время два мусульманина ругались между собой. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: “Я вышел для того, чтобы сказать вам про Ляйлятуль Кадр, но эти двое ругались между собой, из-за чего у меня забрали определение её времени. Возможно, так лучше в знании Аллаха, так что ищите эту ночь 9-го, 7-го или 5-го”

Примечание: В этом хадисе есть 3 темы, над которыми нужно поразмыслить. Первая и самая важная — это ссора между мусульманами, что настолько серьезно, что Аллах навсегда забрал знание определения Ночи Кадр. Не только в этом случае, но всегда ссора становится причиной лишения благословений.
Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: “Рассказать ли вам о том, что является лучше намаза, уразы и садака”. Сахабы (радиаллаху ‘анхум) ответили: “Обязательно расскажите”. Тогда Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: “Это благосклонные отношения между людьми, а ссора уничтожает религию, как бритва убирает волосы с головы”. Не говоря о невеждах, поглощенных этим миром, но даже те люди, которые не выпускают из рук чётки и называют себя религиозными, часто ссорятся и ругаются.
Поразмыслите над словами Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и над своей религией. Вы гордитесь принадлежностью к ней, но, тем не менее, не можете примириться между собой. В первой главе, в рассказе о правилах соблюдения уразы Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) назвал оскорбление мусульманина наихудшей формой ростовщичества. Но в наших разгоревшихся спорах нас не беспокоят ни предостережения Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям), ни оскорбления мусульман.
Аллах говорит:
“И не ссорьтесь, иначе ослабеете, и уйдет ваша мощь”. (8 Добыча: 46)
Те люди, которые сегодня унижают честь и достоинство других, пусть поразмыслят в уединении, насколько они вредят своей чести и как унижаются в глазах Аллаха, и перед людьми тоже. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил, что тот, кто находится в ссоре с братом мусульманином более трех дней и умирает в этом состоянии, тот попадёт прямо в джаханнам.
В одном хадисе сказано, что в каждый понедельник и четверг деяния людей представляют перед Аллахом. Аллах Своей милостью (благодаря благим поступкам) прощает всех, кроме многобожников. А о прощении двоих, которые в ссоре, говорит, чтобы оставили их, пока они не помирятся. В другом хадисе говорится, что каждый понедельник и четверг перед Аллахом представляют поступки людей. Принимается покаяние раскаивающихся и принимается истиѓфар просящих о прощении, но тех, которые в ссоре, оставляют в прежнем состоянии.
В одном хадисе сказано, что в ночь бараат (15 ша’бана) Аллах с милостью обращается к творениям и прощает их (из-за маленьких причин), кроме двоих. Один — это неверующий, а второй — имеющий ненависть к кому-либо. В одном месте сказано, что у троих намаз не поднимается выше головы даже на одну ладонь. Среди них упомянуты те, что в ссоре между собой. Здесь не место, чтобы охватить все хадисы на эту тему. Несколько хадисов здесь написаны потому что, не говоря про обычных людей, но даже собрания тех, которые считаются порядочными, благородными и благочестивыми людьми, их встречи и вечеринки переполнены этими вульгарными действиями.
Но после всего этого также необходимо знать, что все это относится к вражде и ненависти из-за мирских интересов. Разрешено, если ты порвал отношения с кем-то из-за его грехов, или выполняя религиозный приказ. Однажды Ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анху) рассказал хадис и его сын выразился на это так, что было похоже на критику. Из-за этого Ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анху) до смерти с ним не разговаривал. В подтверждение этому есть и другие подобные случаи из жизни сахабов.
Но Аллах Та’аля Мудрый и Видящий. Хорошо знает состояние сердец. И Он прекрасно осведомлен о том, кто порвал отношение из-за религии, а кто из-за своей гордости, высокомерия или надменности. А то каждый может связать свои ненависть и злобу с религией.
Второе, что становится известно из вышеприведённого хадиса — это согласие, довольство, принятие и послушание перед мудростью Аллаха Та’аля. Несмотря на лишение определения Ночи Кадр, что было большой потерей, Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал, что, вероятно, так было лучше для нас, поскольку это было от Аллаха. Это был хороший пример, чтобы извлечь урок, и повод, чтобы задуматься.
Аллах Та’аля Милостивый, Щедрый — всегда великодушен к Своему рабу. Если человек попадает в какую-то беду по причине своих плохих деяний, то и тогда, после небольшого внимания к Аллаху с признанием своей слабости к нему приходит милость от Аллаха Та’аля, и случившаяся беда тоже становится причиной большого блага. И для Аллаха нет ничего трудного.
Так учёные приводят несколько полезных сторон от скрытия Ночи Кадр. Во-первых, если бы она была определена, то многие ленивые бросали бы поклонение в другие ночи. А в настоящем случае, из-за предположения, что Ночь Кадр может быть сегодня, жаждущие получают возможность поклоняться несколько ночей. Во-вторых, многие не могут успокоиться, не совершая грехи. В случае, когда ночь определена, если бы они совершали грех в эту ночь, не смотря на знание её, было бы очень опасно. Однажды Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) пришёл в мечеть, там спал один сахаба. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал Хазрату ‘Али (радиаллаху ‘анху): “Разбуди его, чтобы он сделал вуду”. Хазрат ‘Али (радиаллаху ‘анху) разбудил его, но спросил у Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям), что обычно Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) всегда спешил сделать хорошее сам, почему он сам не разбудил его в этом случае? Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) ответил: “Ни дай Аллах, если бы он отказался, так как отказаться, если скажу я — это куфр, а отказаться, если скажешь ты — это не куфр”. Точно также по Своей милости, Аллах не захотел, чтобы, зная про эту великую ночь, кто-то совершал грехи в ней.
В-третьих, если бы кто-то случайно пропустил эту ночь, то из-за уныния он не получал бы возможности поклоняться в следующие ночи тоже. А сейчас все получают возможность лишние две–три ночи рамазана бодрствовать. Четвёртое, то что сколько ночей проводится в поисках Ночи Кадр, за них получают отдельные награды.
Пятое, Аллах Та’аля гордится перед ангелами поклонением Своих рабов в рамазан, как приводилось в хадисе раньше. В этом случае больше возможности гордиться, потому что рабы, несмотря на то, что они не знают точно, и просто из-за вероятности и ожидания не спят ночами и занимаются поклонением. Если только из-за предположения такие старания, то когда им точно скажут, что это есть Ночь Кадр, то каково будет их старание. И кроме этого могут быть другие пользы.
По этим причинам, очевидно, правило Аллаха, что вещи подобной важности Он скрывает. Таким образом, Он скрыл “Исме А’зам”. Скрыл также в пятницу особый момент, в котором принимается до’а. Сюда включаются также еще многие другие вещи. Также возможно и такое, что из-за ссоры Аллах заставил забыть определение ночи именно в этом благословенном рамазане, а затем из-за выше упомянутых причин забрал определение Ночи Кадр навсегда.
Третья тема, про которую сказано в хадисе, — это поиски Ночи Кадр в трёх ночах: 9го, 7го и 5го. При объединении с другими хадисами хотя бы столько становится ясно точно, что эти три ночи находятся в последних десяти днях. Но далее имеются еще другие варианты. Если считать с начала последних десяти дней, то хадис указывает на 29, 27, 25–ую ночи. А если считать с конца декады, как объясняется из некоторых слов хадиса, то в случае 29-дневного лунного месяца — это будут 21, 23, 25 числа, а в случае 30-дневного месяца — 22,24,26 числа.
Кроме этого в определении этой ночи хадисы очень различаются. Поэтому среди учёных есть большие разногласия по этому поводу. Как раньше было сказано, существует около 50 разных мнений. Из-за чрезмерного разногласия в хадисах, по мнению учёных, дата этой ночи не постоянна, а в разные годы приходится на разные дни, из-за чего хадисы разногласят. Так Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в один год велел искать её в определенные ночи, а в другие годы — в другие ночи. В одном хадисе от Абу Хурайры (радиаллаху ‘анху) сказано, что однажды в собрании Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) упомянули про Ночь Кадр. Он спросил: “Какое сегодня число?” Ему ответили, что 22е. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: “Сегодня ночью ищите (Ночь Кадр) ”.
Хазрат Абу Зар (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что он спросил, что Ночь Кадр бывает только во время Посланника Аллаха или после него тоже будет. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал, что она останется до Судного Дня. Абу Зар (радиаллаху ‘анху) говорит: “Я спросил в какой части рамазана она бывает?” Он ответил: “Ищи в первой или в последней декаде”. Затем Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) стал занят другими разговорами. Я нашёл случай и попросил сказать в какой части декады она бывает?” На это Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) так сильно рассердился, что ни до этого и ни после этого, он так сильно на меня не сердился. И сказал, что если бы это было целью Аллаха Та’аля, то разве Он не рассказал бы? Ищи в последних семи днях и больше ничего не спрашивай”
Одному сахабе Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) указал определенно на 23 число. Ибн ‘Аббас (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что он спал, во сне ему кто-то сказал: “Вставай, сегодня Ночь Кадр”. Он немедленно встал и пошёл к Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям). В это время он делал намерения на намаз и это была 23 ночь. Из некоторых хадисов тоже становится определенно, что это 24 ночь. Хазрат ‘Абдуллах бин Мас’уд (радиаллаху ‘анху) сказал, что тот человек, который бодрствует каждую ночь весь год, тот может найти Ночь Кадр. (т.е. Ночь Кадр двигается по всему году). Кто-то рассказал об этом Убай бин Ка’бу (радиаллаху ‘анху). Он сказал, что целью Ибн Мас’уда было то, чтобы люди не сидели, удовлетворяясь одной ночью. Затем он поклялся, и сказал, что она бывает 27 рамазана. Также, по мнению множества других сахабов и таби’инов, эта ночь бывает 27-го рамазана.
Вывод Хазрата Убай бин Ка’ба (радиаллаху ‘анху) таков, а вывод Ибн Мас’уда (радиаллаху ‘анху) другой, то есть тот, кто бодрствует каждую ночь весь год, сможет определить Ночь Кадр. И из одного хадиса в “Дурре Мансур” становится известно, что он приводит именно это высказывание. Из имамов известно мнение Абу Ханифы (рахматуллахи ‘алейхи), что Ночь Кадр двигается по всему году. Второе его мнение, — что она двигается внутри рамазана. Его два ученика имам Мухаммад и имам Абу Юсуф (рахматуллахи ‘алейхима) говорят, что это одна зафиксированная ночь в рамазане, но она неизвестна. У шафи’итов предпочтительное мнение, что более вероятно это ночь 21 рамазана. По мнению имам Малика и имам Ахмада бин Ханбала (рахматуллахи ‘алейхима) она двигается в нечётных ночах последней декады рамазана. И встречается один год в одной ночи, а другой — в другой ночи.
Большинство учёных говорит, что наибольшая вероятность существует в 27 ночи. Шайхуль ‘Арифин Мухиуддин ‘Арби (рахматуллахи ‘алейхи) говорит, что он считает более правильным мнение тех людей, которые говорят, что эта ночь двигается по всему году, потому что он видел её дважды в Ша’бане: один раз 15-го, а второй раз 19-го. И дважды видел в середине рамазана: 13-го и 18-го и во всех нечётных ночах последней декады рамазана. Поэтому он уверен в том, что она двигается по всему году, но в рамазане встречается чаще. Хазрат Шах Валиуллах (рахматуллахи ‘алейхи) говорит, что Ночь Кадр бывает дважды в году. Одна та ночь, в которой ниспускаются приказы Аллах, и этой же ночью был ниспослан Коран из Лаухиль Махфуз. Эта ночь не привязана к рамазану, а перемещается по всему году. Но когда был ниспослан Коран, она была в месяце рамазан. И чаще бывает в рамазане. А вторая Ночь Кадр та, в которой особо распространяется вдохновение, и на землю спускается множество ангелов, и удаляются шайтаны, до’а и поклонение принимаются. Эта ночь бывает в каждом рамазане и меняется в нечетных ночах последней декады. Отец автора (наввараллаху маркадаху) предпочитал последнее утверждение.
В любом случае, сколько бы не было Ночей Кадр, одна или две, каждому человеку соответственно его силам и возможностям надо искать её в течение года. Если не получается, то в течение месяца рамазан. А если и это тяжело, то надо считать последнюю декаду месяца благом. А если и это трудно, то нельзя упускать из рук нечетные ночи последней декады. И не дай Аллах даже если это не получается, то, во всяком случае, 27 ночь надо считать легким благом.
Если Аллах пожелает и какой-то счастливый найдет эту ночь, то все блага и удовольствия этого мира ничто по сравнению с ней. Но если даже не найдет, то и тогда он не останется без награды. Каждому необходимо в течение всего года особенно заботиться о том, чтобы читать маѓриб и ‘иша намазы в мечети с джама’атом. Потому что, если случайно, в Ночь Кадр эти два намаза будут прочитаны с джама’атом, то награда скольких намазов с джама’атом будет получена.
На сколько огромное благо Аллаха Та’аля, что если кто-то прилагает усилия в каком-либо религиозном деле, то даже в случае неудачи, он все равно обязательно получает награду за старания. Но, не смотря на то, что есть столько мужественных людей, которые страждут ради религии и ради религии отдают жизнь, напротив этому, если стараешься для мирских выгод, а результат не получил, то все старания были напрасны и ушли впустую, сколько есть людей, которые разрушают свою жизнь и имущество для того, чтобы получить бесполезные и никчёмные вещи.

6. Хазрат ‘Убада (радиаллаху ‘анху) спросил у Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) про Ночь Кадр. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал, что она в рамазане, в последней декаде, в нечётных ночах: 21, 23, 25, 27, 29 или в последнюю ночь. Человек, который будет заниматься в эту ночь поклонением с иманом, с намерением награды, получит прощение всех предыдущих грехов. Среди признаков этой ночи то, что она бывает блестящая, ясная, не теплая и не холодная. Луна — ясная. И в шайтанов не бросают метеориты до утра. Далее, после нее утром солнце восходит без лучей — круглое, как полная Луна. И Аллах Та’аля запретил шайтану выходить вместе с солнцем в этот день.

Примечание: Первая тема этого хадиса упомянута в предыдущих хадисах. В конце хадиса ясно упомянуты признаки Ночи Кадр, которые не нуждаются в объяснении. Кроме этих признаков в хадисах и в словах тех людей на долю, которых выпало богатство этой ночи, приводятся и другие признаки. Особенно то, что утром, после этой ночи солнце восходит без лучей. Этот признак приведён во многих хадисах, и этот признак бывает постоянно. Кроме него другие признаки не обязательно бывают.
’Абда бин Аби Лубаба (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что ночью 27 рамазана он попробовал воду из моря, и она была абсолютно сладкая. Аюб бин Халид (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что ему стало необходимым купаться. Он сделал полное омовение морской водой, и она оказалась совершенно сладкая, и это была 23 ночь. Машаихи пишут, что в Ночь Кадр поклоняется всё, — даже деревья падают ниц на землю, затем встают обратно на свои места. Но такие явления относятся к кашфу (открывание невидимого), не каждый человек это ощущает.
7. Хазрат ‘Айша (радиаллаху ‘анха) спросила у Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям): “О, Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), если я обнаружу Ночь Кадр, то какое до’а я должна просить?” Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) рассказал ей следующее до’а:
“О, Аллах, поистине ты прощающий и любишь прощать, так прости меня”.

Примечание: Это до’а заключает в себе многое. Если Аллах Та’аля Своей милостью и добротой простит требования ахирата, то что еще надо сверх этого?
Хазрат Суфьян Саури (рахматуллахи ‘алейхи) говорит, что провести эту ночь в до’а — это самое лучшее, по сравнению с другими видами поклонения. Ибн Раджаб (рахматуллахи ‘алейхи) говорит, что не обязательно только до’а, а лучше собрать все виды поклонения, например чтение Корана, намаз, до’а, муракиба и так далее, потому что все эти деяния упомянуты Посланником Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Это мнение более предпочтительное, так как в предыдущих хадисах приведены ценности намаза, зикра и так далее.

Шейх уль Хадис Мауляна
Мухаммад Закария Кандехлеви (рахматуллах алейх)


На 1 страницу

 


Muslim Matrimonial