Правильное воспитание детей

( ПОДАРОК НОВОБРАЧНЫМ)

Духовное управление мусульман Дагестана
Отдел исламского просвещения

Султанмагомедов С.Н. Гаджиев М.П.
Махачкала 2002

Правильное воспитание детей -
оправдание доверия ВСЕВЫШНЕГО

§1. Рождение ребенка

Основной целью и предназначением бракосочетания является рождение детей, и, следовательно, самая важная задача будущих родителей заключается в том, чтобы вырастить их воспитанными людьми. Это обстоятельство следует учитывать как родителям будущих супругов, так и самим вступающим в брак. Мужчине следует выбрать мать своих будущих детей, которая бы отличалась своим благочестивым нравом и религиозностью, поскольку в хадисах говорится, чтобы мужчины искали для своего потомства праведных женщин.
Еще большее внимание необходимо уделять родителям невесты кандидатуре жениха. Очень важно, чтобы жених был богобоязненным и соблюдающим требования Ислама, не употребляющим алкоголь и наркотики. Имам аль-Газали (да будет доволен им Аллах) в своей книге «Возрождение наук о религии» («Ихья’») пишет, что если отец, должным образом не обдумав и не приняв во внимание поведение и нравственность будущего зятя, выдаст свою дочь замуж за недостойного мужчину, то он является человеком, проявившим вероломство по отношению к ней. Поэтому родителям необходимо подходить к этому вопросу, проявив максимум ответственности.
По мере возможности необходимо провести бракосочетание в наиболее благоприятное время, соблюдая весь вышеуказанный этикет данного процесса. Важнейшим фактором, влияющим на воспитание и характер будущих детей, является проведение свадебных торжеств в соответствии с установленными шариатом нормами.
Одним из самых достойных способов проведения свадеб является практикуемое ныне многими мусульманами чтение мавлидов. Благодать проводимых мавлидов, несомненно, снизойдет и на новобрачных, и на будущих детей. А некоторые вместо того, чтобы выражать благодарность Всевышнему за оказанную Им Милость, устраивают свадьбы, на которых совершают поступки, вызывающие Гнев Аллаха и радующие шайтана. До самого утра мужчины и женщины танцуют вместе, забыв о наступившем времени намаза, поют запретные песни, устраивают драки, спорят, нецензурно выражаются и т.п.
Молодожены и их родители, являющиеся виновниками подобного сборища, ответственны за все совершаемые там плохие поступки и впадают в большой грех. Кроме того, последствия этого непременно скажутся и на будущих детях. Нередко в брачную ночь жених отправляется к невесте в нетрезвом состоянии. И после всего этого они еще хотят, чтобы у них были хорошие и благодарные дети, имеющие понятие о стыде, совести и вере.
Не перестаем удивляться Милости Аллаха Всевышнего, Который безграничен в Своей Милости даже по отношению к таким людям и не губит их. Ведь и в брачную ночь, и другое время супруги должны уединяться, как мы отметили, обращаясь с мольбами к Аллаху и выражая Ему благодарность за этот дар. А в момент сближения должны сердцем и мыслями поминать Аллаха. Потому что, в зависимости от того, в каком состоянии находились супруги в момент зачатия ребенка, будет во многом определяться то, каким будет и ребенок. Так сказано в книгах известных алимов.
Также с момента зачатия ребенка и до самого его рождения родителям нужно просить Аллаха, чтобы Он одарил их праведным, добрым ребенком. Жена должна употреблять пищу, приобретенную только на честно заработанные (халяль) деньги и которая не содержит запретное (харам). Ведь тем же самым питается и ребенок в утробе матери. По мере возможности, супругам необходимо стремиться как можно больше поминать Аллаха, и лучшим образом совершать Ему служение.
Сразу после рождения ребенка ему в правое ухо читают «азан»27, чтобы, как сказано в хадисе, сатана не смог навредить ребенку. Также в правое ухо желательно прочесть и следующий аят:

А в левое ухо младенцу читают «икаму»28. Затем богобоязненный, добрый человек протирает десна младенца разжеванной мякотью спелого финика. Можно доверить это и честной, праведной женщине, если рядом не оказался такой мужчина.
После этих процедур ему отрезают пуповину, оставив часть с размером в четыре пальца, и завязывают ее в узелок. Затем, в целях укрепления организма новорожденного, его тело протирают соленой водой (если ребенок мальчик, то можно воду подсолить немного больше), после чего осторожно массируют ягодицы и часть ближе к анальному проходу, чтобы он раскрылся. Желательно также, очень нежно массируя, подвигать его конечности и другие части тела, после чего завязывают его голову чем-либо и укладывают спать в мало освещенном месте.
На седьмой день от рождения за младенца закалывают животное (‘акика). При рождении мальчика предпочтительно резать две овцы, а за девочку одну. В этот же день ребенку дают имя. Выбирать красивое имя ребенку является Сунной. В хадисе сказано, что самые любимые Аллахом имена – это Абдуллах и Абдуррахман. Желательно также давать имена пророков, святых людей (авлия) для того, чтобы их благодать и заступничество достались детям. А девочкам можно дать имена жен нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Ведь имя непосредственно влияет на будущую жизнь и судьбу ребенка. Кроме того, в Судный день мы будем вызваны на Отчет теми именами, которые нам дали родители, и мы встанем именно с теми людьми, у которых схожие с нашими имена.
На седьмой день также сбривают и волосы на голове ребенка. Собрав волосы, их взвешивают, и соответствующее весу волос золото или серебро раздают в качестве милостыни. Это также является Сунной. Затем волосы можно закопать в чистом месте.
Одним из обязательных обрядов в Исламе является обрезание. Есть множество хадисов о необходимости совершения обрезания и о его пользе. Совершить обрезание ребенку можно и на седьмой день после рождения, можно и позже. Большинство алимов отмечают, что его надо совершить до совершеннолетия ребенка.
Если ребенок плачет, необходимо выяснить, чем это вызвано: хочет ли он пить или есть, холодно ему или жарко, или же он плачет по какой-то другой причине. Следует быстро разрешить эту проблему и успокоить ребенка.
Чтобы ребенок окреп и развивался, крайне необходимы два фактора: постепенно побуждать его к движению и давать ему слушать красивую разрешенную шариатом мелодию. Очень полезно давать ему слушать и чтение Корана нараспев. Это хорошо развивает умственные способности, память и имеет лечебное воздействие на организм человека.
Самая полезная и полноценная еда для ребенка – это молоко матери. Кормить грудью ребенка обычно принято до двух лет. За это время у него вырастает большая часть зубов, крепнет организм, а к концу этого срока кормление грудью следует постепенно прекращать.
В течение периода кормления ребенка грудью, мать должна стараться совершать омовение перед тем, как накормить его и начинать кормление с произнесением формулы «Басмала» (т.е. «Бисмилляхи-ррахмани-ррахим»). Имам аль-Газали (да сохранит Аллах его тайну) пишет, что женщина, которая кормит ребенка своим молоком, должна быть праведной, хорошего поведения, придерживающейся религии, употребляющей в пищу только дозволенное. В молоке, полученном от употребления запретного (харам), не бывает благодати, и ребенок, питающийся таким молоком, вырастает с плохим нравом и многими недостатками.

§2. Методы воспитания детей и важность их соблюдения

Имам аль-Газали (да освятит Аллах его тайну) пишет: «Ты знай, что ребенок дан родителям на хранение. Его чистое сердце является драгоценной жемчужиной, и какой бы узор мы не высекли в нем, оно принимает его». Следовательно, если ребенка с самого раннего детства обучать совершать только хорошее и часто напоминать ему об этом, то он, по Воле Аллаха, обретет счастье как на этом, так и на Том вете. За совершенные им благие деяния родители также получат вознаграждение.
Если же оставить ребенка, подобно выпущенному на волю домашнему животному, то он будет несчастен, за что в грех впадают и родители. Родители обычно берегут своих чад от невзгод этого бренного мира, но не лучше ли беречь их от огня мира Вечного? Беречь от огня Ада детей возможно, только дав им хорошее воспитание, научив этике поведения, привив им хорошие нравственные качества, оградив от влияния плохих приятелей, и не дав им привыкнуть к излишнему комфорту и роскоши.
В возрасте, когда ребенок начинает осознавать происходящее, его необходимо оберегать от всего, что может вызвать в нем гнев, а также от того, что может сильно его напугать. Когда у ребенка проявляются первые признаки стыда и осторожность, родителям следует воспользоваться этим. Так, ребенка необходимо научить приступать к принятию еды с произнесением имени Аллаха («Басмалы»), есть только правой рукой и то, что ему подали, брать из своей тарелки, не начинать раньше, сидящих рядом, не есть быстро и хорошо прожевывать пищу. Следует не разрешать ему пачкать руки и одежду едой и приучать его к неприхотливости в еде. Также важно довести до ребенка, что жадность к еде - это недостойное и позорное качество, присущее животным. Ненасытность необходимо всячески порицать в присутствии детей и, наоборот, об умеренности в еде постоянно говорить с одобрением.
Желательно развивать в нем склонность к ношению белой одежды и пренебрежение к одежде шелковой и пестрой. Важно, чтобы ребенок с детства любил носить простую, неброскую одежду с тем, чтобы, повзрослев, он не увлекался дорогими одеяниями. Следует остерегать ребенка от дружбы с детьми, любящими роскошно одеваться и предпочитающими изысканную, разнообразную еду. Если с самого начала этим аспектам не уделить должного внимания, то ребенок вырастет нудным, капризным, любящим спорить и сплетничать, непослушным, коварным, взбалмошным, болтливым и с плохим нравом29.
Когда ребенок только начинает говорить, его необходимо обучать произнесению имен Аллаха и Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и поминать их следующим образом – «Ля илляха илляЛлах, Мухаммадур-расулюллах» (Нет никаких божеств, кроме Единого Бога – Аллаха и Мухаммад – Посланник Аллаха).
Достигнув возраста, в котором ребенок начинает воспринимать то, чему его учат, необходимо обучить чтению Корана, постепенно рассказывать ему хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), истории праведных людей с тем, чтобы он еще с младенчества возлюбил их мудрость и справедливость.
Необходимо остерегать его от просмотра аморальных фильмов и прослушивания развлекательной музыки.
Если у ребенка заметили какое-то положительное качество или если он совершил какой-то хороший поступок, на этом можно акцентировать внимание, преподнести ему за это подарок, похвалить в присутствии других. Если увидели, что ребенок совершил что-то плохое, в первый раз лучше сделать вид, что не заметили это, особенно если ребенок сам также старается скрыть содеянное от окружающих. Если и во второй раз заметили подобное, уже можно указать ему на это и предостеречь его от позора. Однако постоянно говорить ему о его недостатках и порицать за это нельзя. Отец вообще должен стараться не делать часто такие замечания с тем, чтобы его авторитет не падал в глазах ребенка и его слова и предостережения имели воздействие на него. Матери также необходимо воздерживаться от чрезмерности в ругании детей. Будет лучше, если она пригрозит, что расскажет о совершенном ими плохом поступке отцу, и, таким образом, сделать так, чтобы они боялись отца и уважали его.
В дневное время нельзя давать детям много спать, так как это зарождает леность и, наоборот, ночью можно разрешить спать сколько захочет. Нехорошо прививать привычку спать на мягкой постели до тех пор, пока организм не окрепнет. Необходимо запретить ребенку все то, что он делает втайне от других, потому что, если бы он сам не воспринимал это действие некрасивым или постыдным, то не совершал бы его скрыто. После обеда следует побуждать ребенка к спортивным играм, чтобы лень не одолевала его. При этом важно, чтобы он не выставлял напоказ свои части тела перед людьми, ибо это является нарушением норм этики.
Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не проявлял высокомерия перед другими детьми, показывая им имущество отца, научить его уважать своих сверстников и вежливо разговаривать с ними, запрещать ему брать то, что дают дети богатых людей. Достоинство и высокое положение не в том, чтобы брать, а в том, чтобы давать другим. Если даже ребенок из бедной семьи, нельзя приучать его брать все, что дают, так как это является качеством животных. (Например, собака всегда виляет хвостом в ожидании куска хлеба).
Надо остерегать ребенка от любви к золоту и серебру, и чтобы ребенок боялся их, как змей и скорпионов, ибо вреда и яда от них больше, чем от чего бы то ни было, даже для взрослых.
Надо запретить ребенку плеваться в присутствии людей, сидеть и стоять спиной к ним, класть ногу на ногу, когда сидит (хорошо было бы научить его сидеть как в намазе), и много разговаривать. Следует также запретить ему клясться в чем-либо, если даже он уверен в правоте своих слов. Необходимо, чтобы ребенок привык не начинать беседу первым, а только отвечать на вопросы, внимательно слушать собеседника, уступать место взрослым и вести себя скромно перед ними. Очень важно остерегать его от сплетен, ругательств, проклятий и дружбы с детьми, склонными к подобным действиям, так как самой важной задачей в воспитании детей является выбрать им хороших друзей и обеспечить окружение из праведных людей.
Если учитель наказал ребенка, то необходимо научить его не плакать, а терпеть, и довести до него, что проявление терпения является качеством мужественных людей.
После уроков в медресе или в школе следует дать детям немного поиграть, чтобы тело получило отдых. Но нельзя оставлять их играть, пока не появится чувство усталости. Если заставлять детей постоянно читать и заниматься уроками и не разрешать им играть, то это истощит их силы, мышление будет развиваться слабо, жить станет тяжело, и вообще они будут отлынивать от учебы.
Надо приучать ребенка слушаться и подчиняться старшему, а также уважать его и вести себя перед ним дисциплинированно, независимо от того, кем он является ему: родителем, учителем, воспитателем или просто старшим по возрасту. Когда ребенок начинает отличать черное от белого, его нужно научить совершать намаз и привить серьезное отношение к нему. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда детям исполнится семь лет, повелевайте им совершать намаз. С достижением десятилетнего возраста сделайте так, чтобы они спали отдельно, а если оставят намаз, то наказывайте их» (Ахмад, Абу Дауд).
В месяце Рамадан рекомендуется, чтобы дети соблюдали пост в некоторые дни. Следует научить их пользоваться сиваком (природная зубочистка), говорить чихнувшему «да будет Милостив к тебе Аллах» (по-арабски – «ярхамукаЛлах»), замечать свои недостатки и скрывать их от окружающих.
По мере надобности, нужно объяснить им, что такое запретное (харам) и разрешенное (халяль), остерегать их от употребления запретного. В хадисе говорится, что в Судный день, когда все будут стоять перед Аллахом, жены и дети первыми будут обвинять главу семьи. Они будут говорить Всевышнему, чтобы Он наказал его за них, так как не дал им необходимых знаний. Также они скажут, что он кормил их нечестно заработанным, а они же этого не знали. Тогда Аллах будет отчитывать мужчину и за членов его семьи. Поэтому необходимо остерегаться от всего запретного, ибо если семена были негодными для посева, то и урожай будет соответствующим.
Также необходимо остерегать детей от предательства и подлости, которые могут проявиться в них в этот период.
А когда дети достигнут совершеннолетия, нужно дать им понять мудрость всего вышеназванного. Например, довести до них, что если проявлять неумеренность в еде, то еда, как и лекарство в больших дозах, станет вредной. Кушать надо не для получения удовольствия, а для того, чтобы пища дала телу сил совершать богослужение, ибо все мирское обречено на погибель, и оно не стоит того, чтобы мы уделяли ему особое внимание. Мы, как будто, проходим мимо этого мира и являемся здесь гостями, навечно мы здесь не останемся, и смертный час может наступить в любое время. Также довести до него, что сообразительный человек тот, кто отчитывает себя на этом свете и готовит багаж для Вечного мира, и который просит у Всевышнего об увеличении вознаграждения и пытается обрести дары потустороннего мира.
Если ребенок до этого возраста воспитывался вышеописанным методом, то такие советы и наставления обязательно будут иметь на него позитивное воздействие, и как узор, высеченный на драгоценном камне, они укрепятся в его чистом сердце. А если же, наоборот, его не воспитали так, а научили выражаться нецензурно, и он вырос бессовестным, ненасытным, любящим роскошь и деньги, то он не будет воспринимать такие проповеди и советы, а, напротив, будет игнорировать их. Поэтому воспитывать ребенка нужно соответствующим образом, уделяя ему большое внимание еще с рождения. Ребенок рождается готовым одинаково воспринимать и добро, и зло, а родители делают его злым или добрым, в зависимости от воспитания. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый ребенок рождается готовым принимать истинную религию и праведный путь, но родители впоследствии делают его иудеем или христианином, или огнепоклонником» (Аль-Бухари, Муслим).

Некоторые могут сказать, что не все дети вырастают хорошими людьми, хотя им и дали правильное воспитание.
Дети, получившие исламское воспитание, обычно становятся добропорядочными и благонравными. Но может быть и так, что несколько человек из тысячи вырастут плохими. Причиной этому может быть какой-то скрытый недостаток родителей или же самих детей. Однако если родители дали ребенку соответствующее воспитание, но он вырос плохим, они уже не будут отвечать за это перед Всевышним. Плохим или хорошим вырастет ребенок – это не зависит от воли родителей, но они обязаны воспитать его. Поэтому, если даже дети стали порядочными без воспитания родителей, с них все равно будет спрос за то, что не воспитали их.
Вышеотмеченный метод воспитания является путем, указанным Аллахом, а в наше время люди, забыв об этом, стали следовать пути шайтана. Так, например, выдают дочь замуж за человека, учитывая только его положение, должность или материальное состояние и женятся на дочерях таких же людей. Иные мусульмане, растрачивая огромное состояние, устраивают не принятые в шариате свадьбы, вовсе не соблюдая этикет супружеских отношений, позволяют молодоженам уединяться. И в период ношения ребенка в утробе и мать, и отец употребляют запретное (харам), при рождении ребенка вместо того, чтобы благодарить Аллаха, собирают кампании с распитием спиртного, дают детям имена каких-то порочных и безнравственных людей.
Некоторые с детства учат детей разговаривать неделикатно, балуют их, разрешают смотреть по телевизору и компьютеру все, что угодно, отмечают их дни рождения, устраивая запретные вечеринки. По достижении шестилетнего возраста, купив ребенку школьную форму, книги, тетради и все необходимое вплоть до линейки и ручки, соблюдая строгий распорядок ежедневно отправляют его в школу, а совершать утренний намаз не будят, говоря, что ему тяжело вставать столь рано. Многие не хотят отправлять детей учиться в медресе, оправдывая это тем, что те не в состоянии совмещать занятия в медресе со школьными уроками. Потратив баснословные деньги, устраивают детей в светские учебные заведения, и ни для кого не секрет, каким образом они ведут себя в этих заведениях. И при этом обучаться на бесплатной основе в исламских учебных заведениях не посылают, а если и отправляют, то только неспособных учиться.
Смысл этих слов не в том, что учиться в школах и в светских учебных заведениях это плохо. Мы хотим лишь подчеркнуть, что за короткий промежуток времени пребывания на этом свете, родители проявляют столько усилий ради обустройства этой жизни детей, а подготовке их к Вечной жизни не уделяют особого внимания, что является их непростительной ошибкой. Они стремятся уберечь детей от мирских несчастий, а защитить от вечного огня Ада не стараются.
Следует отметить, что в воспитании детей немаловажную роль играет и само поведение главы семьи. Нередко встречаются женатые мужчины, которые, не следуя шариату, прибегают к запретному удовлетворению своих потребностей (т.е. прелюбодеи). Но если они услышат что-либо подобное о своей дочери, сестре или жене, то бывают готовы убить их. Такое же недостойное поведение сына, также часто остается незамеченным родителями, а некоторые даже не придают этому никакого значения, объясняя это тем, что он мужчина. И этим не только допускают огромную ошибку, но и подрывают законы Шариата, позорят Ислам. Ведь заниматься прелюбодеянием одинаково запрещено и мужчине, и женщине. Мужчины-развратники как бы гордятся своими похождениями и рассказывают о них, как будто совершили геройский поступок или что-то хорошее. Человек, желающий, чтобы его родные и близкие женщины вели достойный образ жизни, в первую очередь, сам должен быть чистым в этом отношении и затем остерегать от этого своих детей. Ведь Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обращаясь к мужчинам, сказал: «Вы воздерживайтесь от всего плохого, и ваши женщины будут воздерживаться от плохого». Следовательно, чтобы избежать всего этого, родителям необходимо самим воздерживаться от нескромных взглядов на чужих женщин, уединений, прогулок и прочих отношений с ними, а также дать детям правильное духовно-нравственное воспитание. Тогда по Воле Аллаха их женщины также будут отдаляться от запретного. Да убережет Аллах всех мусульман, наших братьев и сестер от этого позорного поступка, за который уготовано большое наказание.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что самым ценным подарком родителей своим детям является правильное воспитание. Также он говорил, что в Судный день перед Аллахом самым большим грехом Его раба является невежество семьи, т.е. то, что он не дал им необходимых знаний по Исламу. В книге «Бажури» сказано: «Тот, кто правильно воспитает ребенка в детстве, премного обрадуется, когда он повзрослеет». Воспитание, в зависимости от характера ребенка, должно включать в себя соответствующие аспекты. Бывают дети, которым достаточно просто все объяснить, других необходимо немного напугать, третьих же – наказывать и т.п. Известный мудрец Лукман аль-Хаким сказал, что наказывать ребенка так же полезно, как удобрение для огорода. Бывают дети, на которых можно подействовать только строгим отношением к ним, а мягкость, напротив, портит их.
Когда ребенок начинает говорить, его необходимо учить поминать Аллаха и Его Посланника,

а также читать наизусть следующие аяты:

Также обучают читать аят «Аль-Курси»
К детям надо всегда относиться хорошо, и для них нужно делать только хорошее ду‘а. Однажды к Абдулле ибн аль-Мубараку (да будет доволен им Аллах) пришел некий человек с жалобой на своего сына. Абдулла спросил его, не делал ли он когда-либо плохое ду‘а сыну, на что тот ответил утвердительно. Тогда Абдулла сказал этому человеку, что в таком случае он сам виноват в том, что сын испортился.30
Если детям купили подарки, конфеты, фрукты, то необходимо в начале давать их дочерям, так как у них сердца чувствительнее и слабее, чем у мальчиков. В хадисе говорится, что радовать дочерей приравнивается к страху перед Аллахом (т.е. богобоязненности). Однако дочерей необходимо одевать, следуя только шариатской форме одежды.
В хадисе также говорится, что если тот, у кого родилась дочь, дал ей правильное воспитание, содержал и вырастил ее на средства, дарованные ему Аллахом, то эта дочь в Судный день будет с ним вместе то справа, то слева и не допустит его попадания в Ад. И так до тех пор, пока он не зайдет в Рай. Пророк также (да благословит его Аллах и приветствует) отмечал, что если человек, у которого есть три дочери или сестры, перенес трудности от них, то из-за сочувствия, которую он проявил к ним, Аллах вводит его в Рай. То же самое будет и с тем, кто воспитал одну или двоих дочерей или сестер. Поэтому вовсе не справедливо радоваться рождению сына и печалиться рождению дочери, ибо родители не знают, кто из детей будет благонравным.

Да одарит Аллах всех мусульман благонравными и образованными детьми, которые способны принести им пользу в обоих мирах. Аминь!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, брак и семейные узы подразумевают взаимное соблюдение прав и обязанностей, предписанных религией. Следовательно, члены семьи разделяют определенные взаимные обязательства. Под этими обязательствами подразумевают сохранение личности, заботу о детях и оказание помощи друг другу.
Ислам строит семью на прочных основах, которые способны обеспечить разумную продолжительность рода, истинную безопасность и зрелую интимность, призванную сохранить здоровье, принести радость и наслаждение.
Основы семьи должны быть прочными и естественными, чтобы способствовали возникновению искренней взаимности и морального удовлетворения.
Ислам учитывает, что нет более естественных отношений, чем кровные отношения, и нет прекраснее модели интимных отношений, чем отношения, при котором соединяются мораль и удовлетворение.
Все это предназначено для того, чтобы в семье царил мир и согласие, а ее атмосфера была наполнена искренностью и взаимным доверием. Если семья будет здоровой, то и общество может рассчитывать на то, что оно будет развиваться на верной основе и достигнет согласия и стабильности. И не будет таких многочисленных проблем, имеющих сегодня место в современном обществе. Поэтому поведение каждого отдельного мусульманина должно быть ориентировано на создание своей собственной семьи.
В Коране есть много аятов и есть изречения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в которых высказывается мысль, что если мусульманин обзавелся семьей, то он наполовину усовершенствовал свою религию. Так, пусть супруги будут богобоязненными, осторожными и очень внимательными с другой ее половиной. Желаем всем семьям долгой и истинно счастливой жизни!

Хвала Всевышнему Аллаху за помощь в завершении этой книги, мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье, всем сподвижникам и последователям.

Мы, работники Отдела Исламского просвещения ДУМД, нуждающиеся в милости Аллаха, просим у читателя, чтобы он не пожалел для нас ду‘а.


ССЫЛКИ


27 «Азан» – призыв к намазу.
28 «Икама» – призыв к непосредственному совершению намаза.
29 Имам Абу Хамид аль-Газали. Указ. соч. Т.3. С.66.
30 Мухаммад Тахир аль-Карахи. Шарх уль-мафруз. С.80-82.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Источники:

1. Имам Абу Хамид аль-Газали. Ихья’ ‘улюми-д-дин. Бейрут. Т.2-3.
2. Джалалуддин Абдуррахман ас-Суюти. Аль-Джами‘у-с-сагир. Бейрут. Т.1-2.
3. Имам Мухйиддин ан-Навави. Рияду-с-салихин. 1998.
4. Мухаммад Амин аль-Курди. Танвир уль-кулуб. 1993.
5 Мухаммад Тахир аль-Карахи. Шарх уль-мафруз.
6 Наср бин Мухаммад бин Ибрахим. Бустан уль-‘арифин. Бейрут, 1992.
7 Тафсир уль-Джалалайн. 2000.
8 Хидоя: Комментарий к мусульманскому праву. Ташкент, 1994.


Монографии:

1. Абдурахманов А.И. Воспитание детей в Исламе. Махачкала, 2001.
2. Абу Али ибн Сина. Половая способность.
3. Маджид. Хамза. Вопросы женщин и ответы законоведов и ученых. Амман, 1992.
4. Мухаммад Ахмад Кан‘ан. Основы супружеских отношений. Бейрут, 1992.
5. Мухаммад Али ас-Сабуни. Мусульманское бракосочетание. Джидда, 1995.
6. Никях: Некоторые разъяснения по вопросам бракосочетания по шариату.

Султанмагомедов Салман Насибович
Гаджиев Магомед Пахрудинович

Отдел исламского просвещения
Духовного управления мусульман Дагестана
Тел/факс:67-55-07

e-mail: oipdumd@datacom.ru


На 1 страницу


 
Submitter.ru - Promoting!