ПОДАРОК НОВОБРАЧНЫМ

Духовное управление мусульман Дагестана
Отдел исламского просвещения

Султанмагомедов С.Н. Гаджиев М.П.
Махачкала 2002

«О молодые люди! Тот из вас, у кого есть возможность вступить в брак, пусть сделает это, ведь это больше всего удерживает от запретных взглядов и делает человека более целомудренным. А тот, кто не в состоянии жениться – пусть постится, ведь пост приносит успокоение».
(Благородный хадис)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение...............................................................

Глава I. Мудрость брака и процесс
его заключения.......................................

§1. Понятие брака в Исламе и его
социальные аспекты...............................
§2. Выбор будущей супруги..........................
§3. Помолвка и добрачные отношения........
§4. Заключение брачного договора..............
§5. Махр (подарок невесте)........................
§6. Свадебный ритуал .................................

Глава II. Совместная жизнь супругов..................

§1. Интимная жизнь.....................................
§2. Права и обязанности супругов...............
§3. Развод. ‘Идда.........................................
§4. Роль супруга в семье..............................
§5. Многоженство........................................

Глава III. Правильное воспитание детей -
оправдание доверия Всевышнего.........

§1. Рождение ребенка..................................
§2. Методы воспитания детей и
важность их соблюдения........................

Заключение...........................................................

Ссылки..................................................................

Список использованной литературы.....................


Часть 1 (сокращ.)


ВВЕДЕНИЕ

Хвала Всевышнему Аллаху, Который сделал нас из общины мусульман, мир и благословение Аллаха учителю всего человечества, нашему господину Мухаммаду, направившему нас на путь Истины, его семье, сподвижникам и всем последователям.

Многие века структура нашего общества, жизненный и семейный уклад, поведение каждого человека определялись религией и основывались на религиозной морали. Но в последние 70 – 80 лет у нас, как и во всей стране, наблюдалось ослабление религиозных устоев. Мусульмане, подобно представителям других религиозных конфессий, повсеместно подвергались преследованиям, наказаниям и репрессиям. Несмотря на это, истинные мусульмане придерживались канонов Ислама.
Результатом всего этого явилось падение морали, расшатывание устоев семьи, рост преступности и проституции, что продолжает развиваться и в наше время.
Выход из сложившейся ситуации мы видим в возвращении к моральным основам и ценностям, основанным на Законе, ниспосланном Всевышним Аллахом и установленном Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), ибо они направляют нас на путь справедливой, достойной и счастливой жизни, на путь добра, равноправия, гармонии и Истины.
В настоящей скромной, но важной работе мы предлагаем читателю ознакомиться с установками Ислама относительно мусульманской семьи и бракосочетания. Именно счастливая, праведная и крепкая семья является основным видом социальной общности людей, а браку и семье Ислам уделяет особое внимание.
Пусть данная работа послужит читателю помощником, а молодежи станет одним из первых шагов на пути стремления к созданию счастливой мусульманской семьи, в которой господствуют взаимопонимание, искренность, нежность, любовь, мир и спокойствие. Аминь!

Глава I.
Мудрость брака и процесс его Заключения

§1. Понятие брака в Исламе и его социальные аспекты

В мусульманских странах процент разводов на сегодняшний день является крайне низким. Это объясняется тем, что уклад жизни мусульман зиждется на традициях Ислама, где свадебный обряд и акт бракосочетания является одним из праведнейших и мудрейших обычаев.
Брак (по-арабски “никях”) рассматривается в Исламе, прежде всего, как праведный акт, акт преданности и ответственности, как средство успокоения души и сердца. Он представляет собой обязательство человека перед Аллахом, обществом и самим собой. Это такой вид обязательства, в котором любящие и желающие друг друга мужчина и женщина, придерживаясь принципов взаимопонимания, искренности и терпимости, находят любовь и мир, сострадание и взаимность, комфорт и надежду, и в домашней атмосфере любви и нежности воспитывают детей и строят счастливую семью.
Все эти ценности и цели брака приобретают особую значимость и укрепляются, если они будут соответствовать нормам Ислама и будут восприняты супругами как религиозные установки, т.е. приняты как святое благословение.
Аллах создал мужчину – праотца человечества Адама (мир ему) – и создал для него из его же плоти супругу (Хаву) с тем, чтобы они в своем союзе обрели комфорт и отдых, нашли мир и спокойствие. Установление между супругами любви, ласки и благодати – знамение Аллаха.
В Коране имеются аяты, в которых содержится повеление Аллаха о необходимости создания человеком семьи. И неудивительно, что все упомянутые в Коране пророки, кроме ‘Исы (мир ему), были женаты. Что же касается пророка ‘Исы (мир ему), то он создаст семью и будет иметь детей после последнего его пришествия на землю, которое произойдет ближе к Концу Света.
Пророк Яхья (мир ему) был женат, но ни разу не имел близости с женой. Он женился, чтобы обрести пользу и вознаграждение, которые получает женатый мусульманин от Творца, а также выполнить Сунну и предостеречь свои глаза от запретного.
Бракосочетание является Сунной и качеством присущим пророкам. В хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорится: «Брак является моей Сунной, кто избегает моей Сунны, тот избегает и меня». В другом хадисе говорится: «Брак – моя Сунна. Кто полюбил это мое качество, пусть поступит согласно моей Сунне». Имеется множество хадисов, в которых однозначно рекомендуется вступать в брак, не только во избежание заблуждений, разврата, прелюбодеяния, так как брак решает и эти проблемы, но и с целью получения вознаграждения от Всевышнего.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что все деяния человека прекращаются со смертью, кроме трех, среди которых был назван и праведный ребенок, взывающий к Аллаху за своих родителей. А благочестивый ребенек раждается и воспитывается только в хорошей семье.
Халиф ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: «От брака не отказываются, кроме как из-за несостоятельности или разврата». Здесь под несостоятельностью подразумевается отсутствие необходимых материальных средств или физического здоровья. ‘Умар (да будет доволен им Аллах) вступал в брак много раз и подчеркивал, что женится ради благочестивого ребенка.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) отмечал, что сердце человека нигде не получает такого большого удовлетворения и наслаждения, как в своей семье.
Ибн Мас‘удом (да будет доволен им Аллах) сказано: «Если бы мне осталось жить всего лишь десять дней, то я бы захотел пожениться, чтобы при встрече со Всевышним не оказаться холостым». А у Ма‘аза бин Джабаля (да будет доволен им Аллах) от чумы умерли две жены. И его самого тоже постигла чума, но, несмотря на все это, он говорил: «Жените меня! Поистине, я не хочу встретиться с Аллахом, будучи холостым». Эти примеры указывают на то, что за бракосочетание человек получает вознаграждение. Они видели в создании семьи не погоню за мирскими благами, а повиновение Воле Творца и следование Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в котором заключено большое достоинство и безграничное счастье.
Имам аль-Газали (да освятит Аллах его тайну) отмечает, что достоинство и преимущество женатого мусульманина над холостым такое же, как воюющего на пути Аллаха над остающимся дома. И один рака‘ат1 намаза женатого дороже и высокочтимее семидесяти рака‘атов неженатого человека.
Суфьян бин ‘Уайна (да будет доволен им Аллах) говорил: «Многоженство не является преследованием мирских целей и удовольствий, потому что ‘Али (да будет доволен им Аллах) был самым аскетичным из сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и у него были четыре жены».2
Создание семьи через заключение брака, как соблюдение долга перед Аллахом и Сунны Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), влечет за собой ряд важных социальных аспектов:
1. Удовлетворение потребности человека в продолжении рода. Рождение ребенка является одной из важнейших целей, ради которых и создается семья. В результате рождения ребенка, родители приобретают:
а) благоволение и довольство Аллаха, так как они совершают богослужение, стремясь родить ребенка для продолжения и сохранения человечества на земле;
б) любовь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), так как увеличивают его общину;
в) благословение Аллаха из-за мольбы (ду‘а) праведных детей к Аллаху после смерти родителей;
г) заступничество ребенка за родителей, если ребенок умер еще в раннем возрасте. При этом родители должны проявлять терпение и довольство Волей Аллаха. По этому поводу Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, ребенок вводит своих родителей в Рай» (Ибн Маджа).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) рассказывал, что в Судный день дети, умершие в младенчестве, соберутся на том месте, где все будут отчитываться за свои деяния. Ангелы будут вводить детей в Рай, а они же останутся стоять у ворот. Детям скажут, чтобы они зашли в Рай, так как они не будут отчитываться. Когда дети поинтересуются о месте нахождения их родителей, ангелы ответят, что их родители нечисты, потому что они грешили и теперь им придется отвечать перед Аллахом. Дети начнут кричать и поднимут шум у ворот Рая. Аллах спросит о причине их криков. Ангелы ответят, что дети мусульман отказываются войти в Рай без родителей. Тогда Аллах прикажет ангелам провести родителей вместе с детьми в Рай3.
Рождение ребенка становится началом нового этапа в развитии семьи, когда семья принимает на себя большую ответственность за будущее общества.
Рождение детей является большим счастьем для супругов. Не зря сказано Пророком, что в доме, где есть дети, присутствует благодать, и чем больше детей, тем больше благодати. Даже воспитание детей облегчается с увеличением их количества. Родители получают вознаграждение от Аллаха, проявляя заботу о детях, а также за благие деяния, совершенные детьми. Однако, если воспитание детей не будет проходить на должном уровне, и дети будут совершать зло, то родители получат тот же грех, что и дети. Необходимо проявлять максимум внимания в воспитании детей, так как это тоже является причиной счастья родителей как на этом, так и на том свете.
2. Решается вопрос физиологических потребностей. Правильное удовлетворение этих потребностей ни в коем случае не осуждается Исламом, а, напротив, одобряется и даже считается святым деянием. Этим самым человек защищает себя от шайтана, предохраняет свои глаза от запретного, а также от прелюбодеяния. В то же время Ислам настаивает на сдержанности и соблюдении мер в этом вопросе, подобно удовлетворению всех остальных потребностей человека.
3. Обретение супругами особого душевного спокойствия, гармонии и теплоты, проявляющиеся в ласках и одновременном укреплении своей веры в Аллаха, которую можно рассматривать как психологический фактор воздействия брака на человека.
4. Облегчение для мужчин от забот домашнего хозяйства (приготовление еды, уборка, стирка и т.д.) и женщин от забот, связанных с материальным обеспечением семьи.
5. Удовлетворение особых эмоциональных потребностей, которые возможны только в условиях семейной жизни.
В пору половой зрелости человек ощущает, что хочет любить и быть любимым. Он ищет для себя объект любви, влюбляется, разочаровывается и идет дальше. Многие молодые люди тратят драгоценное время своей юности на эту проблему, расшатывая свою нервную систему от бесконечных эмоциональных взлетов и падений, и в конечном счете, разбитые и неудовлетворенные жизнью, встречают свою старость. А ведь они могут обрести взаимность в браке, живя со своей любимой в мире, согласии и взаимопонимании. Созданная таким образом семья, соответствующая нравственным принципам Ислама, дает человеку большое наслаждение и радость от жизни. Она – гарант стабильности и успеха, семейного счастья и благополучия. Таким образом, потребность в том, чтобы любить и быть любимым – это внутренняя и естественная потребность человека, которая наилучшим образом удовлетворяется в семейной жизни.
Во многом, именно благодаря браку, человек сопротивляется своему «нафсу»4, своим страстям, выполняя свои обязанности, обучая и направляя свою супругу и детей на путь Всевышнего Аллаха.
Предписание Ислама о заключении брака в равной степени применимо как к женщине, так и к мужчине. Каждый из них о своих обязанностях перед Господом и Его Пророком, перед обществом и самим собой узнает прежде всего в своей семье, в семейном очаге. Уважение к старшим и забота о младших также вырабатывается в семье. Семья – это первый источник любви и воспитания. Такова точка зрения Ислама на бракосочетание в его высоком и чистом виде.

§2. Выбор будущей супруги

Мусульманин не должен торопиться с выбором своей спутницы жизни. Он должен найти именно ту девушку, которую украшали бы высокие исламские качества, и которая могла бы обеспечить ему стабильную и благополучную супружескую жизнь. Мусульманину следует помнить, что он выбирает не только невесту, но и мать своих будущих детей. Поэтому он не должен смотреть только на красоту девушки, в первую очередь необходимо, чтобы его избранница придерживалась истинной религии, обладала здравым умом и отличалась благочестивым нравом. По этому поводу Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «При выборе супруги принимаются во внимание четыре фактора: ее богатство, знатность, красота и религия; ищи же ту, которая придерживается (заповедей) религии, и да сопутствует тебе удача» (Аль-Бухари и Муслим).
Однако, наряду с необходимыми нравственными качествами, красота также относится к числу основных качеств, которых мужчина ожидает увидеть в праведной женщине, и одно не исключает другое. В хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказано, что если мужчина женится на женщине только из-за ее красоты или богатства, то его надежды не оправдаются. Но если возьмет ее в жены, учитывая ее праведность, то Всевышний одарит его и богатством и красотой, которые он ожидал видеть в своей супруге.
Желательно, чтобы избранница молодого мусульманина была девственницей. Тот факт, что она его первая женщина, а он ее первый мужчина, создает особые теплые отношения между супругами. По словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) девственницы бывают добродушные и честные. Между тем, это не означает, что нельзя жениться на разведенной женщине или вдове.
Будущему мужу желательно иметь сведения о семье избранницы. Ведь в хадисах сказано о том, чтобы мужчина, выбирая будущую супругу, учитывал ее происхождение, благородство и порядочность ее предков. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заметил, что следует остерегаться красивых женщин плохого происхождения. Нежелательно жениться на той, которая родилась в результате прелюбодеяния. В то же время, кстати заметить, что мужчина получает вознаграждение, если женится на такой с намерением оградить свою будущую супругу от грешного общества и дурного его влияния, чтобы она соблюдала предписания Ислама.
Следует также учитывать способность будущей супруги рожать, так как дети являются плодом взаимной любви супругов, и их будущее во многом связано с детьми.
Мужчине нельзя жениться на женщине родной по крови и по груди (молочная сестра). Запрещено жениться одновременно на двух сестрах, независимо от того, родные они по крови или по груди. Не рекомендуется жениться на двоюродной сестре, однако это не запрещено шариатом.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не женитесь на близкой родственнице, поистине, ребенок рождается слабым»5.
Это еще связано с тем, что сексуальное возбуждение друг к другу они испытывают слабо, что может отразиться на потомстве.
Супруги должны стремиться учитывать особенности возраста, физиологические особенности, общую совместимость и честные намерения. Когда двое вступают в брак, их намерения должны быть чистыми в смысле создания крепкого союза, свободного от случайных и временных целей. Ислам поясняет, какая должна быть будущая супруга, способная подарить мужчине счастье, детей, спокойствие и стабильность и наполнить его дом лаской и покоем, благодаря чему она может воспитать прекрасное поколение. Недаром Посланником Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) сказано, что лучшее из того, что Всевышний Аллах дает Своему рабу после уверования в Него, это праведная женщина.
Таким образом, Ислам рассматривает брак как очень серьезное обязательство, и он предписывает определенные меры для того, чтобы сделать супружеский союз как можно крепче и гуманнее.

§3. Помолвка и добрачные отношения

Согласно шариату помолвка – это показ мужчины и девушки друг другу, которые собираются жениться. Это является Сунной и совершается до акта бракосочетания. При помолвке определяется мнение попечителя девушки и ее самой: выясняется согласна ли она выйти замуж за данного мужчину или нет. Согласие обеих сторон обязательно в Исламе.
С целью выбора спутника жизни, Ислам разрешает жениху и невесте видеться друг с другом. Но они должны учитывать и принимать во внимание следующие условия:
а) мужчине разрешается смотреть на лицо и кисти рук девушки, которую он намерен взять в жены, так как лицо и руки раскрывают физиологические особенности: здоровье, красоту и т.д. Допускается наблюдать за ее поведением. С этой целью Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел смотреть на свою будущую жену;
б) разрешается разговаривать во время помолвки, т.е. выразить намерения обеих сторон (но без лишних, посторонних разговоров);
в) пожимать невесте руку и обнимать ее до акта бракосочетания жениху не разрешается;
г) жених с невестой не могут общаться и оставаться в одном помещении в уединении. 6
В настоящее время в некоторых семьях принято встречаться жениху с невестой наедине, якобы узнать друг друга лучше. Это в корне противоречит установкам Ислама. Статистика показывает, что семьи, где жених и невеста до заключения брака не проводили подобных встреч, намного устойчивее и менее подвержены распаду.

§4. Заключение брачного договора

Брачный договор (по-арабски «‘акду-з-завадж») – это священный договор, заключенный между двумя сторонами перед Аллахом, где договаривающиеся стороны берут на себя ответственность соблюдать все обязательства, возложенные на них Всевышним.
Как известно, Ислам уделяет большое внимание акту бракосочетания. Следует отметить, что при нарушении хотя бы одного из необходимых условий акта никях, он считается неправильным, а, следовательно, недействительным. И дети, рожденные в подобном «браке», являются незаконнорожденными. Поэтому участники никяха должны быть внимательны и осведомлены о процедуре бракосочетания, которая будет правильной при наличии следующих четырех основных условий:
1. Обязательно наличие попечителя и его согласие на заключение брака. Доказательством этому служат слова Всевышнего Аллаха:


Смысл этого аята следующий: «Вступайте в брак с ними с дозволения их попечителей»(4;25. Тафсир уль-Джалалайн).
Попечителем по приоритету может быть отец невесты, дед невесты (со стороны отца), брат невесты (родной по отцу и матери или по отцу), сын брата невесты (родной по отцу и матери или по отцу), брат отца (родной по отцу и матери), брат отца, родной по отцу и т.д. При этом очень важно придерживаться последовательности. При отсутствии таковых, попечителем невесты должен быть имам мечети данной местности.
2. Согласие девушки. Выходящая замуж девушка, должна дать на это свое согласие, так как именно ей жить со своим супругом в дальнейшем. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что разведенную женщину (или вдову) не выдают замуж без ее согласия (причем, она должна подтвердить это словами), не выдают также замуж девственницу без ее согласия7. Знаком согласия можно считать и ее молчание. Однако лучше, конечно, уточнить, что означает ее молчание – согласие или отказ.
3. Наличие свидетелей. Необходимо иметь, как минимум, двух свидетелей. Сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Брак заключается только при наличии и с согласия попечителя и наличии двух (минимум) беспристрастных свидетелей» (Ибн Маджа).
4. Сама процедура заключения брачного договора, при которой должны учитываться определенные условия. Она может проводиться на любом языке, однако обязательно, чтобы свидетели понимали смысл произносимых слов. 8
Попечителю невесты и свидетелям предъявляются следующие требования:
- они должны быть мусульманами;
- достигнуть половой зрелости, способными контролировать свою речь и поступки, а также соблюдать требования Ислама;
- быть достойными, т.е. известными, как имеющие высокую мораль и чистые намерения.
Кроме того, свидетели не должны быть лишены таких качеств, как слух, зрение, речь и здравый рассудок.

Этика акта бракосочетания
Чтобы брачный договор проходил в полном соответствии с шариатом, рекомендуется соблюдать следующие правила:
1. До заключения брачного договора, как мы уже отметили, помолвка должна совершиться в присутствии попечителя.
2. Рекомендуется, чтобы стороны - и выдающая невесту, и принимающая - начинали брачный договор с восхваления Всевышнего Аллаха и благословения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Также восхваляют Аллаха и благословляют Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и перед помолвкой.
3. Помимо обязательных двух свидетелей, желательно, чтобы с обеих сторон присутствовали еще несколько человек.
4. Молодые должны отдавать себе отчет в том, что, заключив брак, они, прежде всего, выполняют свой долг перед Аллахом и следуют Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) с целью избежать прелюбодеяния и других грехов, а также обрести ребенка и получить остальные вышеупомянутые блага, а не только удовлетворяют физиологические потребности.
5. Желательно, чтобы акт бракосочетания заключался в мечети, и время его заключения пришлось на месяц шавваль по лунному календарю. Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) женился на мне в месяц шавваль и имел близость со мной в шавваль»9.
Следует отметить, что в настоящее время в нашем обществе довольно часто встречаются случаи, когда жених и невеста (или один из них) не соблюдают предписания Ислама. Они вовсе не знают, что такое шахада, не молятся и т.п., а просто являются этническими мусульманами (т.е. верят в Аллаха и Пророка). Таких людей необходимо обучить предписаниям Ислама до заключения брачного договора. Совершив омовение, они должны раскаяться (т.е. совершить тавбу), произнести шахаду и иметь намерение возместить пропущенные намазы, посты и т.п. Таким образом, они становятся истинными мусульманами, и впредь должны соблюдать все требования Ислама.
Помимо этого, если человек, употребляющий спиртные напитки, не бросит пить до заключения брака, то его организм не очистится от содержащихся в нем остатков горячительных напитков, что может вызвать ряд плачевных последствий. Так, если в его жене произойдет зачатие ребенка в течение 40 дней после последнего употребления им спиртных напитков, то ребенок может родиться с недостатками как физическими (болезненность, слабость и т.п.), так и душевными (плохой нрав и т.п.), и умственными. Это в равной степени относится и к мужчине, и к женщине.

§5. Махр (подарок невесте)

При вступлении в брак супруг выплачивает жене махр (букв. выкуп). Определить махр при бракосочетании, даже если он совсем мал, является Сунной, и его уплата установлена законом лишь как подарок для невесты. Если же он не определен в брачном договоре, акт бракосочетания все равно считается действительным.
Следует отметить, что отождествление махра с калымом, который представляет собой выкуп за невесту, выплачиваемый ее семье, ошибочно. Из-за его внешнего сходства с махром, калым, являющийся пережитком древних обычаев, сохранился у многих народов и после принятия Ислама. Махр же принадлежит только жене, и его выплата является обязательным условием для мужа.
Махром может быть любое имущество. Согласно Сунне рекомендуется, чтобы он составлял не менее 34 и не более 1700 граммов серебра. Поэтому, по мнению многих ученых, если мужчина назначит махр меньше 34 граммов серебра, жена все-таки должна получить 34 граммов полностью10. И если сумма, назначенная ей брачным договором, так мала, что не может считаться махром, то это равносильно его полному отсутствию. С другой стороны, приравнивать этот случай к тому, когда махр совсем не назначается, нельзя, так как иногда может случиться так, что женщина даст мужчине согласие стать его супругой без всякого махра, из одной лишь любви к нему.
Однако имам аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах) приводит следующие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Найди, даже если это будет железное кольцо (для махра)».
Из этих слов мы видим, что для неимущего, бедного человека махр может быть заменен даже простым железным кольцом, и это лучше, благоразумнее, нежели остаться без семьи и детей.
Известен такой случай. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поженил одного из своих сподвижников на одной мусульманке. Когда у этого человека не оказалось ничего для махра, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил о том, знает ли он что-нибудь из Корана наизусть. Тот ответил, что знает некоторые суры, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел ему жениться на этой женщине, отдав ей то, что знает из Корана. Основываясь на этом, ученые вынесли решение, что, поженившись таким образом, человек должен обучать свою жену Корану. Все это допускается только в том случае, если женщина будет согласна с таким махром11.
Махр фиксируется при обоюдном согласии сторон, независимо от того, каким он является по характеру, размеру и сроку исполнения. Если жених и невеста не могут договориться о махре, то его может определить тот, кто совершает акт бракосочетания. В таком случае махр будет такой, какой определяется женщинами в данном регионе.
Если махр вовсе не упоминался во время брачного договора, то он устанавливается в размере, равной минимальной величине, принятой в данной местности. При этом учитывается возраст, ум, красота, воспитание, целомудрие и непорочность невесты12.
Девушке нежелательно назначать большой махр, который может поставить супруга в затруднительное положение. В хадисе сказано, что лучшая из женщин это та, которая и сама красива, и назначает легкий махр.

§6. Свадебный ритуал

У каждой нации и народности существуют свои обычаи и традиции проведения свадебной церемонии. Свадьбы, которые играют в наше время мусульмане, подражая другим, далеким от Истины людям, и то, что они опустились до такого уровня, проявив пренебрежение к нормам и предписаниям Ислама, является одним из самых позорных нововведений нашего времени. Оно, к большому сожалению, распространилось и у нас. Свадебные торжества без запретных парных танцев, без употребления спиртных напитков, без музыки и пения, возбуждающих чувства и страсти человека, даже перестали считаться свадьбами. Поэтому считаем уместным, здесь еще раз описать свадьбу согласно нормам шариата и то, что говорится по этому поводу в хадисах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), для того чтобы свадьба стала причиной довольства Всевышнего и проявлением покорности и повиновения Ему.
Целью организации свадебных торжеств является объявление людям о предстоящем бракосочетании. Само же объявление состоит из двух частей: подачи свадебного угощения и песнопений в сопровождении бубна.
Свадебное угощение рекомендуется и является желательным. Организовать угощение можно сразу после акта бракосочетания (никяха). Независимо от социального положения новобрачного, следует пригласить на свадебные торжества родственников, соседей, богобоязненных друзей и знакомых мусульман. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «…устраивай свадебное угощение, хотя бы зарезав барана» (Муслим).
Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) отмечает, что если жених пригласил гостей на свою свадьбу, то для него: «Еда в первый день – обязанность, на второй день – Сунна, а на третий день – добрая слава…» (Ат-Тирмизи).
Если даже приглашенный соблюдает пост-сунну, то по настоянию хозяина, он может прервать пост, который он не должен возмещать.
После еды, приглашенному желательно прочесть молитву (ду‘а).
Человек, приглашенный на свадьбу, должен принять приглашение, если для отказа нет уважительных причин. К примеру, если приглашенный знает, что на свадьбе будут нарушены предписания шариата (спиртное, парные танцы и т.п.), тогда ему не следует идти туда. Однако если ему известно, что в его присутствии нарушения прекратятся, он обязан участвовать в торжествах.
Петь и стучать в бубны на свадьбе также является Сунной. Однако, каким должно быть пение? Можно петь песни и читать стихи, в которых нет слов о распутстве и пошлости. Можно рассказывать веселые истории, шутить, припоминать о славе и героизме благочестивых предков, также петь песни, призывающие людей к добру. Разрешается танцевать, при этом мужчины и женщины должны быть отдельны друг от друга. Происходить все это должно без принятого ныне у нас приглашения музыкантов и певцов.
Как видно из приведенного выше, для нас не составит никакого труда отмечать свадьбу, не выходя за рамки дозволенного Исламом, дабы баракат (благодать) свадьбы достался и супругам, и родителям, и будущим детям.
Мудрость объявления о бракосочетании окружающим заключается в том, чтобы всем стало известно, что данная пара с этих пор является законными супругами и дать им знать, что нечто ранее запретное для каждого из молодоженов стало разрешенным, а также нечто разрешенное – запретным. Ведь, как известно, брачный договор разрешает супругам интимные отношения, а мать невесты становится для жениха запретной (т.е. ему уже никогда нельзя на ней жениться) так же, как и отец жениха для невесты.
Несколько слов следует сказать о передаче невесты в дом жениха. Поскольку это очень важный момент в свадебном процессе, каждый из супругов должен соответствующим образом подготовиться к нему. С этого момента жених становится ответственным за свою семью мужем, а невеста из капризной девчонки превращается в ответственную жену, благодаря чему каждый из них узнает о том, что им предстоит и какова доверенная им ответственность.
Богоугодным делом считается и поздравление новобрачных. При поздравлении необходимо стараться подбирать изящные, красивые слова и выражения и произносить их искренне. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поздравлял таким образом:

«Пусть Аллах благословит тебя и твой брак и сеет среди вас добро» (Муслим).
При поздравлении хорошо преподнести подарок, пусть даже и незначительный, так как, по словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), подарки увеличивают любовь друг к другу и смягчают сердца.

Глава II.
Совместная жизнь супругов

§1. Интимная жизнь

С точки зрения Ислама, интимная жизнь супругов и взаимное удовлетворение половых потребностей являются естественным явлением, присущим человечеку по природе.

Первая брачная ночь

Хорошим деянием в брачную ночь считается преподношение женихом невесте сладостей (мед), дозволенных напитков (молоко) и пряностей и угощение ее ими.
Перед вступлением в интимную связь жених кладет руку на лоб своей супруге и произносит:


и после этого муж обращается к Аллаху за тем, чтобы невеста для него стала благодатной. Сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) читал эту молитву:

«О Аллах, я прошу у Тебя все хорошее от нее и хорошее от ее потомства. Также ищу защиты у Тебя от ее зла и зла ее потомства» (Аль-Бухари и Абу Дауд).
Богоугодным деянием в брачную ночь является совершение супругами намаза-сунна в два рака‘ата и чтение следующей молитвы:

«О Аллах, благослови меня в отношениях с моей женой (мужем) и ее (его) в отношениях со мной. О Аллах, утверди между нами благо и при разводе разведи нас на добре» (Абу Шайба).
Непосредственно перед сближением мужу всегда желательно читать следующую молитву:

«С именем Аллаха начинаю. О Аллах, отдали от нас шайтана, и отдали шайтана от того, что пошлешь нам (имеется в виду от ребенка)». И если впоследствии произойдет зачатие, то шайтан не сможет навредить ребенку (Аль-Бухари).
Имам аль-Газали (да освятит Аллах его тайну) пишет, что в момент семяизвержения рекомендуется прочитать мысленно (про себя) следующую молитву:

«Хвала Аллаху, Который сотворил человека из капельки воды и сделал его потомством и родством. Господь твой - Всемогущий».
Следует отметить, что супругам в первую брачную ночь необходимо уделять большое внимание друг другу, чтобы половая связь между ними проходила естественным путем, и они получили взаимное удовлетворение. Для этого надо соблюдать следующие рекомендации:
1. Мужу не следует спешить с лишением девственности своей супруги. Чтобы побороть ее смущение, ему следует начинать медленно и ласково. Муж должен разговаривать с невестой, шутить, ласкать, целовать ее. Одним словом, ему следует добиться взаимности. Ведь чем сильнее будет возбуждение, тем крепче будет здоровье будущего ребенка. Кроме того, это благотворно скажется и на организме самих супругов.
Согласно исламскому этикету супружеских отношений, муж всегда должен создавать такую прелюдию к интимной близости с помощью слов, поцелуев и любовных игр.
2. Супруге нельзя быть бесчувственной, холодной. Отталкивание мужа приводит к плохим последствиям.
3. Мужу не следует опасаться чего-то или бояться подходить к жене и сближаться с ней, потому что будущая жена желает видеть его уверенным и готовым к встрече с ней в эту ночь. Боязнь или стеснение мужа еще в большей степени стеснит жену.
4. Супругам необходимо помогать друг другу в процессе сближения и завершить его без отрицательных эмоций.
5. Если супругам не удалось сблизиться в первую брачную ночь, то это вовсе не считается слабостью и бессилием, и делать из этого трагедию не следует. В некоторых случаях это даже одобряется. Возможно, кто-то из супругов был застенчив или волновался, что и могло помешать процессу сближения. У молодых будет еще много времени, чтобы поближе узнать и привыкнуть друг к другу 13.
У некоторых народов, исповедующих Ислам, в том числе и у нас, принято после первой брачной ночи демонстрировать последствия полового сближения родным и близким мужа. Этот процесс является пережитком местных обычаев и ничего общего с Исламом не имеет, и даже более того, запрещается шариатом.

Рекомендации в интимной жизни

А) Прежде всего, следует отметить, что после каждого полового сближения нужно омывать половые органы. Один из ученых сказал, что если мужчина не подмоется после сближения с женой, и у него вследствие этого появятся конкременты (т.е. камни в органах), то пусть винит только себя.
Если супруги повторяют половой акт, то им желательно совершить хотя бы малое омовение, как перед намазом. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас захочет повторить половой акт, то ему лучше совершить малое омовение между двумя сближениями» (Муслим, Абу Дауд ).
По словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) омовение перед половым сближением увеличивает сексуальную активность. Но еще лучше будет после каждой половой близости супругам искупаться, так как это тоже может повлиять на здоровье будущего ребенка.
Если супруги, у которых нарушилось полное омовение в процессе интимных отношений, желают поесть или поспать, то они совершают малое омовение. Совершение малого омовения после нарушения большого считается необязательным, но является настоятельной Сунной. Богобоязненные люди в этом случае совершают его. Наиболее целесообразным является купание перед сном.
А в предании говорится: «После того, как совершишь малое омовение, можно спать, но не забывай при этом о предстоящем полном омовении» (Аль-Байхаки, Муслим).
По преданию, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) иногда перед сном совершал малое омовение, а иногда купался. Но следует отметить, что даже если ночью было совершено малое омовение, утром купание все равно обязательно. Есть обязательные и рекомендуемые действия полного ритуального омовения. Попытаемся их разъяснить.

Обязательными действиями ритуального купания являются:
1. Намерение (нийят): при купании оно совершается мысленно. Желательно его произнесение вслух. Намерение совершается, когда вода касается тела: “Я намереваюсь совершить обязательное ритуальное купание ради Аллаха”.
2. Удаление с тела различных веществ, препятствующих соприкосновению воды с телом, например, клея, лака, краски, смолы, теста, грязи под ногтями и т.д.
3. Основательное мытье тела. Вода при купании должна обязательно обмыть все части тела, включая основания волос, пупок, складки и т. д.
Если упущено совершение намерения или обмыта какая-то часть тела без него, необходимо начать купание сначала, вместе с намерением.

Рекомендуемые действия ритуального купания:
1. Перед купанием рекомендуется вымыть руки трижды.
2. Если на теле, особенно на половых органах остались нечистоты, то желательно их отмыть.
3. Перед купанием желательно совершить ритуальное малое омовение.
После совершения омовения половые органы уже нельзя трогать ладонью руки, в противном случае, малое омовение нарушится.14
4. После ритуального омовения рекомендуется обмыться три раза, начиная с головы. Сначала моют правую сторону тела, а затем – левую.
5. При купании хорошо повернуться в сторону Ка‘абы (т.е. киблы).

Обязательное купание необходимо совершать при следующих обстоятельствах:
1. После полового акта, независимо от того, было выделение или нет.
2. Женщинам после завершения менструации и родового очищения.
3. При поллюции (т.е. когда во сне происходит семяизвержение).
4. При выделении спермы.15
Следует воздержаться от купания холодной водой сразу после полового сближения.

Б) Здесь же мы хотим отметить, что мужчина может воздерживаться от семяизвержения во влагалище при согласии обоих супругов. Однако целесообразнее этого не делать, так как это отрицательно сказывается на пополнении мусульманской общины. А ее пополнение является одной из целей бракосочетания. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Женитесь на плодовитых женщинах для того, чтобы я испытывал гордость перед другими пророками вашей многочисленностью».
В предании также говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы можете производить семяизвержение в сторону, только каждый, кто должен быть создан до Судного дня, все равно будет созданным».
Другой причиной нежелательности этого является то, что мужчина, совершая семяизвержение не во влагалище, может оставить женщину неудовлетворенной.

В) Со своей супругой муж может сблизиться, используя различные позы и приемы без ограничения, но с одним известным условием – исключить анальное соитие. Аллах Всевышний сказал в Коране:

Смысл: «Ваши жены – нива для вас, где вы выращиваете посев вашего потомства. Ходите на вашу ниву, как пожелаете: используя позу стоя, сидя, лежа, на боку, сзади» (2;223. Тафсир уль-Джалалайн).
Этот аят был ниспослан для опровержения лжи иудеев, утверждавших, что ребенок рождается косым если мужчина совершит половой акт подойдя к жене сзади16. Таким образом, половой контакт может происходить в любых позициях, но только естественным путем.

Г) Как говорят мусульманские ученые-законоведы, в три ночи месяца по лунному календарю нежелательно совокупляться: в первую ночь месяца, в ночь в середине месяца, последнюю ночь. О нежелательности этого еще говорили сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ‘Али, Му‘авия, Абу Хурайра (да будет доволен ими Аллах). Ученые отмечают, что шайтан присутствует во время сближения в эти ночи, и что шайтаны совокупляются в это же время.
Некоторые ученые отмечают предпочтительность совокупления в ночь на пятницу и в пятницу днем, считая это наиболее благоприятным временем17.
После завершения полового акта мужчине не рекомендуется вставать, хорошо бы на некоторое время лечь на правый бок, что благотворно скажется на его здоровье.

Д) Мужчине можно вступать в половые отношения с беременной женой. Беременность не является преградой для совокупления, что подтверждается и современными научными исследованиями. Однако мужчине следует уделять супруге больше внимания и обходиться с ней очень осторожно. Он должен выбрать такую позу для полового акта, которая обеспечила бы женщине покой и отдых и не нанесла бы вреда плоду. Супругу не следует ставить в трудное, неудобное положение жену, особенно в последние месяцы беременности, так как ее ноша уже тяжела, и она очень быстро может устать18.

Окончание части 1 (приведена с сокращениями). Продолжение следует, инша-Аллах.



ПОДАРОК НОВОБРАЧНЫМ

Редактор: Абдулмуталибов Н.Ш.
Научно-редакционная коллегия:
Омаров М.А.
Исалаев И.
Абидов М.Р
Верстка и дизайн: Магомедов А.М.


По всем вопросам организации и проведения лекций, встреч и консультаций по духовно-нравственному воспитанию, а также по вопросам изучения Ислама и приобретения аудио-видео и печатной продукции обращайтесь по нижеуказанному адресу:
367015 г. Махачкала, ул.Дахадаева 136
Отдел исламского просвещения
Духовного управления мусульман Дагестана
Тел/факс:67-55-07
e-mail: oipdumd@datacom.ru


На 1 страницу


 
Submitter.ru - Promoting!