Коран (прослушать и скачать бесплатно)
Первая страница
ИМЕНА ВСЕВЫШНЕГО
О КОРАНЕ
КОРАН
(прослушать)
КОРАН (скачать)
ХАДИСЫ
МОЛИТВА (НАМАЗ)
ДЛЯ ЮНОШЕСТВА
ЧАТ
ФОРУМ
УРОКИ АРАБСКОГО
ПЕРЕСЧЕТ ДАТ
ССЫЛКИ
РАССЫЛКА
МОДА
ПРОГРАММЫ
СКАЧАТЬ
КАЛЛИГРАФИЯ
ФОТО НЕДЕЛИ
МЕЧЕТИ МИРА
ПЕСНОПЕНИЯ
(скачать)
ПЕСНОПЕНИЯ
(прослушать)
ПИШИТЕ НАМ
 
Time on page
Скачать Азан МП3 MP3

ШАХАДА :: НАМАЗ :: ПОСТ :: ЗАКАТ

ЗАКЯТ


Именем Милостивого Аллаха!

Уважаемые братья и сестры!
В этом буклете мы расскажем о третьем столпе Ислама – закяте, о его значении и пользе.

Закят является одним из пяти столпов Ислама. Это право бедных и неимущих на получение своей доли из имущества богатых и состоятельных людей, достигших определенного уровня.
Всевышний в Коране говоря о закяте, упоминает его вместе с намазом, который является основной и важнейшей обязанностью человека после принятия Ислама, что говорит о значении, которое придается закяту в Исламе. Закят отличается от пожертвования тем, что это не милостыня и не любезность – это обязанность.
Каждый, кто выплачивает закят, осознает, что выполняет волю Всевышнего. И бедный человек, получая закят, чувствует, что это налог братства и право бедного получить свою долю у того, кто в состоянии выплачивать. Более того, состоятельный человек обязан тому, кому предназначен закят, поскольку неимущий помогает ему исполнить обязательный столп Ислама - закят. Если бы не было нуждающегося, то состоятельный человек не был бы в состоянии исполнить свой долг перед Всевышним.
В Коране говорится о том, что имущество человека – это достояние Аллаха. Всевышний испытывает богатых людей, одарив их богатством, в котором есть доля и для бедных. Ведь действительно все, что мы имеем, дается Всевышним. Состоятельные люди должны быть достойными управленцами истинного Владельца имущества. Нам необходимо осознать, что когда мы достигаем определенного достатка, то часть имущества уже не принадлежит нам, оно становится собственностью бедных и неимущих. И если в этом случае мы не выплачиваем закят, то получается, что мы как бы насильно отобрали у бедного средства к существованию. Согласитесь, это непристойный поступок.
В Коране скупые предупреждаются о наказании за утаивание имущества от рабов Аллаха. Всевышний предостерегает верующего человека от скупости, которая вызывает недовольство бедных и слабых. Аллах в Коране повелел Своему Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы он предостерег тех, кто собирает золото и серебро и не расходует его на пути Аллаха о мучительном наказании в тот день, когда в огне геены будет их имущество разожжено и будут заклеймены их лбы, бока и хребты. Это то, что они сберегли для самих себя. Так пусть же вкусят то, что сберегли.
В тоже время Всевышний в Коране говорит о поощрении тех, кто жертвует богатством ради Аллаха и увеличении блага для тех, кто расходует на закят из того, чем Аллах их наделил.
Размер и сроки выплаты закята
Закят отличается от других выплачиваемых налогов размером и сроком выплаты.
Закят выплачивается один раз в год. Если бы закят выплачивался каждый день или каждую неделю или месяц, то выплачивающий его не платил бы с великодушием и удовольствием. А если бы закят выплачивался один раз в жизни, то это не приносило бы ощутимой пользы нуждающимся.
Размер закята совсем незначителен для состоятельного человека. В большинстве случаев он не превышает 1/40 часть, т.е. 2,5% из имущества, и это только один раз в год. Однако это не означает, что более этого давать нельзя. Необходимо подчеркнуть, что чем большая часть имущества выделяется в качестве закята, тем лучше как для самого дающего, так и для общества в целом.
Воистину нет ничего справедливее предписаний Всевышнего Аллаха.
Из чего же состоит закят?
Он делится на две основные части:
1. Закят разговения (закят уль-фитр)
2. Закят с имущества (закят уль-мал)
Первая часть закята – закят уль-фитр связана с соблюдением поста в месяц Рамазан и служит прощением ошибок, допущенных во время поста. Например, пустословие, сквернословие и т.п., которые для постящегося недопустимы, так же, как прием пищи и питье.
Вторая часть закята – закят с имущества, который делится на несколько видов. Это закят, выплачиваемый со скота, закят с золота и серебра (или денег), закят с торгового имущества и закят с урожая.
Закят с имущества обязателен по истечению определенного срока, равному одному году по лунному календарю, кроме закята с продуктов земледелия, который выплачивается после созревания урожая.
Как распределяется закят?
Всевышний в Коране четко определил тех людей, которым предназначен закят. В Коране говорится, что милостыня предназначена для бедных, для нуждающихся, для работающих в связи со сбором и выплатой закята, для тех, сердца которых нуждаются в утешении, для освобождения рабов, для обремененных долгами, для тех, кто на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Рассмотрим это подробнее.
Первая категория – бедные (мискин), имущество которых не достигает достаточного уровня.
Вторая категория – нуждающиеся (факир) это нищие, которые отличаются от бедных еще худшим положением. Это те, которые не владеют ни чем, а также те, которые в силу возраста или болезни не способны зарабатывать.
Третья категория – люди связанные с закятом (‘амиль) – это те, которых назначил имам для сбора и распределения закята.
Четвертая категория – это те, сердца которых нуждаются в утешении (муалафату кулубихим) – это люди, которые ранее исповедовали другую религию, а впоследствии приняли Ислам и нуждаются в моральной и материальной поддержке.
Пятая категория, получающих закят (рикаб), – это рабы, освобожденные с условием выкупа.
Шестая категория (харим) – это обремененные долгами, которые разрешены шариатом.
Седьмая категория (ахлу сабилиллах) – это те, кто полностью посвятил себя служению Исламу.
Восьмая категория – путники (ибну сабиль), оторванные от своего имущества, не зависимо от того, богаты они у себя на родине или нет. При этом цель путешествия не должна противоречить шариату.
Дача закята кому-либо из этих восьми категорий людей связана с особыми условиями для каждой из них. Получающий закят должен быть мусульманином и не должен быть из родов Хашима и Муталиба, он должен быть совершеннолетним и не предающимся постоянно большим грехам.
Эти категории, а также размер и вид закята определяются реальными условиями в каждой стране.
Какова же цель закята, какая мудрость заключена в нем?
Целью закята является благополучие исламского общества и каждого человека в отдельности. Что касается общего блага, то оно достигается организацией достойной жизни людей путем выделения закята. Несомненно то, что бедность является одной из сложнейших проблем, с которыми сталкивается человек в своей жизни. Бедный, живущий среди богатых людей, которым нет дела до него, чувствует себя отверженным, и это рождает в нем внутреннее недовольство. Одной из причин преступлений, совершаемых людьми, является ни что иное, как бедность, отверженность и ненависть к состоятельным людям, т.е социальная неравенство, которое также послужило причиной большинства революций.
Если каждый, кто обязан давать закят, возьмется за это обязательство, то в обществе распространится исполнение этого столпа. Тогда у бедных смягчатся сердца, они очистятся от зависти и подобных ей болезней души, укрепятся узы братства и любви между различными категориями людей, и общество станет как одно тело.
Закят также является одним из факторов равномерного распределения богатства среди различных слоев населения. Например, на сегодняшний день очень много людей является безработными, хотя имеют хорошие специальности. Так вот, из закята выделяются средства для того, чтобы такой человек мог открыть свое дело и таким образом решается проблема занятости, и не остается нуждающихся людей. Здесь интересны экскурсы в историю халифата. К примеру, при правлении халифа ‘Умара бин ‘Абдул-‘Азиза, когда просили собрать бедных, чтобы распределить среди них закят, то не нашлось ни одного бедного, никого, кто взял бы пожертвования. Люди стали богатыми при ‘Умаре бин ‘Абдул-‘Азизе. И тогда на эти средства выкупили всех рабов и освободили.
Что касается отдельных людей, то закят способствует освобождению человека от чрезмерной любви к материальным благам, он приучает к щедрости, отторгает от жадности, скупости и ненасытности. Человек начинает понимать, что, когда он дает, то получает больше, чем теряет. В хадисе же сказано, что не уменьшается имущество того, кто дает милостыню. Еще человек испытывает удовольствие, видя удовлетворение окружающих, очищается и успокаивается сердце и становятся неподвластным волнениям и тревогам. Средства, собранные для закята, служат также в качестве фонда помощи верующим. К примеру, если случится какая-либо беда, например, пожар и т.п., то из этого фонда выделяются деньги для восстановления дома и других нужд.
В этой проповеди мы постарались затронуть лишь некоторые цели закята, так как невозможно описать все те блага, которые он дает и которые охватывают как отдельного человека, так и общество в целом.

Да поможет нам Аллах понять Его Милость и следовать по Истинному пути указанному Им!

 


Отдел Исламского просвещения ДУМД